ГЛАВНОЙ темой обсуждений в таджикском обществе сегодня стал вопрос: кто войдет в новую команду Эмомали Рахмона? Об этом говорят на базарах и в чайханах, об этом шушукаются в коридорах власти. Обитатели просторных кабинетов в президентском дворце и других правительственных зданиях замерли в тревожном ожидании – «сохраню я свое кресло или потеряю?!» Для чиновников это вопрос жизни и смерти. Для всего общества – надежда на развитие страны в 21-м веке.
Сразу после официального вступления в должность нового президента, 16 ноября, прежнее правительство по закону подаст в отставку, и новый президент начнет формировать новое правительство и – шире – свою новую команду. Какой она будет? Кто уйдет и кто останется из прежнего состава «президентской рати»?
С большой долей вероятности прогнозируется уход на пенсию премьер-министра Акила Акилова. Во-первых, по возрасту – в феврале следующего года ему исполнится 70 лет. Во-вторых, в силу его низкой эффективности как менеджера в условиях рыночной экономики. При этом он пользуется уважением как исключительно честный и порядочный человек, в отличие от многих других не сделавший себе многомиллионного состояния за годы работы в правительстве.
В числе других вероятных кандидатов на отставку называются министр обороны Шерали Хайруллоев (может быть сменён командующим Национальной гвардии генералом Раджабали Рахмонали), министр иностранных дел Хамрохон Зарифи (возможные преемники – посол РТ в ООН Сироджиддин Аслов, глава ГКНБ Саймиддин Ятимов), министр МВД Рамазон Рахимов (возможный преемник – Фаттох Саидов, руководитель Агентства по борьбе с коррупцией), руководитель Таможенной службы Гурез Зарипов (возможный преемник – его собственный зам - сын главы государства - Рустами Эмомали), руководитель Таджикской железной дороги Амонулло Хукуматулло (возможный преемник – старший зять президента Махмадзоир Сохибов) и другие.
Впрочем, все это пока только неподтвержденные слухи. Реальность кадровых назначений в Таджикистане такова, что все может измениться в самый последний момент. Легче говорить об общих тенденциях. Эксперты считают, что кардинальных изменений в составе президентской команды ожидать не стоит. По их мнению, при формировании правительства таджикский президент, как и многие его коллеги в странах СНГ, вероятно, будет учитывать фактор личной лояльности кандидата.
Если эти прогнозы подтвердятся, в новой президентской команде мы, возможно, увидим членов президентской семьи. По утверждению людей, близких к структурам власти, в последнее время влияние «семьи» на процесс принятия решений неуклонно растет. В частности, речь идет о старшем зяте президента Махмадзоире Сохибове. Журналисты уже обратили внимание на то, что в нескольких последних поездках по стране он сопровождал главу государства.
Значительно окрепли и позиции руководителя Службы связи Бега Зухурова, породнившегося с семьей президента в начале этого года. Другой зять главы государства, Джамолиддин Нуралиев, занимающий пост первого заместителя министра финансов, также может пойти на повышение. Среди возможных постов в его будущей карьере называется кресло руководителя Национального банка страны.
Впрочем, самым сильным и влиятельным из членов семьи традиционно остается глава «Ориёнбанка» Хасан Асадуллозода. Его люди уже занимают ряд правительственных и дипломатических постов, не исключено, что среди новых назначенцев президента мы увидим и представителей его команды.