В последующие семь лет от президента Эмомали Рахмона ждут решения давно назревших проблем таджикского общества.
По итогам выборов президента Таджикистана, Центральная комиссия по выборам и референдумам заявила, что за кандидата от Народно-демократической партии Таджикистана проголосовало 83,6 % избирателей. Учитывая позиции соперников Эмомали Рахмона и их место в общественно-политической жизни страны, мало кто в самом Таджикистане и за его пределами сомневался в результатах выборов, так как сам избирательный процесс изначально находился под контролем властей.
Таким образом, Эмомали Рахмон в четвертый раз становится президентом Таджикистана. На предыдущих выборах 1994, 1999 и 2006 годов, он также одерживал победу с большим отрывом от своих соперников.
Эмомали Рахмон впервые пришел к власти в 1992 году, возглавив на заре гражданской войны Верховный Совет Таджикистана. В общей сложности он находится у власти в этой восьмимиллионной республике 21 год. Его новый срок правления заканчивается в 2020 году, который, в итоге составит 28 лет.
Мировой опыт свидетельствует, что длительное пребывание одной личности у власти непременно приводит к авторитаризму и культу личности.
Депутат таджикского парламента Сухроб Шарипов считает, что Таджикистан и сейчас переживает «переходный период, в котором сохраняются некие признаки времен СССР». По мнению Шарипова, в последующие 7 лет Таджикистан должен отойти от «советских авторитарных принципов правления и приблизится к демократическим принципам управления властью». Он подчеркнул, что подразумевает изменения, как в кадровой политике, так и в отношениях с политическими партиями и в вопросах свободы слова.
Журналист и эксперт Саймуддин Дустов уверен, что многие проблемы Таджикистана берут начало в авторитарном режиме, главенствующем в стране:
- Я думаю, что в Таджикистане правит авторитарный режим. Президент привык принимать самые важные решения в одиночку. По моему убеждению, к сожалению, и в будущем он останется верен этому режиму. Судебная и законотворческая власть будут подчиняться исполнительной власти, что никак не в пользу принципам национальной государственности этой страны.
Как отмечают наблюдатели, за 21 год правления Рахмона, Таджикистан так и не смог побороть экономический кризис, возобновить работу промышленных предприятий, создать рабочие места и оживить национальную экономику. Ежегодно более миллиона жителей Таджикистана находятся на заработках в России. Многие обещания Рахмона не претворились в жизнь, среди самых запоминающихся – покончить с энергетическим кризисом.
Сухроб Шарипов связывает застой в области промышленности с нехваткой энергоресурсов, но подчеркивает, что в будущем эти проблемы найдут свое решение:
- Продолжаются работы по строительству Рогунской и других ГЭС средних мощностей. Введена в пуск Сангтудинская ГЭС-2. Зеравшанская ГЭС будет построена с помощью Ирана. По договоренности с Россией, на реках Хингоб и Сурхоб также будут построены ГЭС средней мощности. Казахстан также проявляет интерес к строительству таких гидроэлектростанций. В Душанбе ведутся работы по строительству второй крупной ТЭЦ. В Худжанде подобные проекты реализовывает и малазийская компания. Все эти проекты смогут приблизить Таджикистан к энергетической независимости, - уверен бывший директор Центра стратегический исследований при президенте Таджикистана.
Впрочем, как говорят эксперты, Эмомали Рахмону удалось претворить в жизнь важную задачу – вывод Таджикистана из коммуникационного тупика. Таким образом, по новым автомобильным сообщениям эта страна с востока имеет выход на Киргизстан и Китай, с юга – на Афганистан. С открытием этих путей заметно изменился ассортимент товаров на отечественных рынках. Однако С.Дустов уверен, что экономика Таджикистана в реальности представляет «клановую экономику», главные дивиденды от которой идут на счета определенных финансовых групп и приближенных президента.
12 декабря 2010 года британская газета The Guardian опубликовала дипломатическую депешу по поводу Эмомали Рахмона, взятую на сайте Wikileaks. Там, в частности, говорилось, что «Рахмон и члены его семьи давно контролируют основные финансовые объекты в Таджикистане, в том числе банки, пользуясь их услугами таким образом, чтобы защитить собственные финансовые интересы».
По мнению экспертов, в последующие 7 лет главной задачей Эмомали Рахмона станет обеспечение безопасности и политической стабильности в контексте внутренней и внешней политики Таджикистана. За более чем два десятилетия, Рахмон набрал достаточно политического опыта. Положительным примером тому, по мнению С.Шарипова, является то, что после ввода войск стран-членов международной коалиции в соседний Афганистан, сотрудничество Запада с Таджикистаном заметно окрепло и развивалось.
До того, по его словам, Россия и другие страны рассматривали Таджикистан лишь с призмы отсталой и неразвитой страны. Посещавшие Таджикистан западные и европейские миссии убедились в том, что президент контролирует власть в полной мере, уверен он:
- Позиции Рахмона, как политика, достаточно крепки на пространстве Средней Азии. Он вполне может выразить свое отношение или сделать рекомендации по поводу процессов, происходящих в регионе, может дать адекватную оценку и к нему прислушиваются, - считает Шарипов.
Тем не менее, критики уверены, что подписание Соглашения о продлении сроков пребывания 201-й российской военной базы на территории Таджикистана вплоть до 2042 года серьезно пошатнули репутацию Рахмона, как лидера независимого государства. Уверенные в том, что уступка президента нажиму Кремля предоставить на дополнительные 30 лет территорию своей страны иностранному военному контингенту, говорит о слабости позиций Рахмона, как лидера государства. Тем не менее, те же критики уверены, что с учетом угроз, возникающих с выводом войск НАТО из территории Афганистана, присутствие российских военных на таджикской территории лишь во благо безопасности Таджикистана.
Вспоминая о заслугах и ошибках Рахмона за прошедший период, эксперты напоминают и борьбу президента против недовольных властью вооруженных группировок, ради обеспечения безопасности в стране, как сразу после окончания гражданской войны, так и после 2009 года. Операции по обезвреживанию вооруженных группировок происходили в Кулябе, в Раштской долине, в г. Хороге. Однако многие представители общественности раскритиковали методы этой борьбы, обвинив власти в нарушении прав человека. За этот период были обезврежены и брошены в тюрьмы даже бывшие соратники Рахмона по гражданской войне – экс-глава МВД Ёкуб Салимов, бывший глава президентской гвардии Гаффор Мирзоев.
Проявившие преданность президенту бывшие полевые командиры оппозиции Шох Искандаров и Мирзохуджа Ахмадов, наоборот, получили поощрения и право на защиту интересов власти в Раштской долине. Теперь, в предстоящие 7 лет у Рахмона, видимо не будет вооруженной оппозиции. Однако не менее важными проблемами общества, которые потребуют от президента своего решения в ближайшие годы, станут восстановление политических свобод для деятельности партий, СМИ, соблюдения свободы слова и выражения.