В заявлении представителей краткосрочной миссии ОБСЕ, была дана критическая оценка выборам президента Таджикистана.
7 ноября миссия наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Европарламента в г. Душанбе выступила с совместным заявлением. В частности, в нем говорится, что избирательная кампания в Таджикистане прошла в мирной обстановке, но была лишена настоящего выбора и плюрализма. Этому способствовали несколько факторов, в частности, ограничения в регистрации кандидатов, одним из которых стало требование о предоставлении беспричинно высокого количества подписей сторонников кандидатов, необходимых для регистрации.
Андреас Бейкер (Andreas Baker), советник Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, в телефонном интервью радио Озоди по итогам пресс-конференции в Душанбе заявил, что значительные препятствия, выставленные перед кандидатами, не позволили многим другим желающим выставить свою кандидатуру на выборы президента Таджикистана. Кроме того, по его словам, на освещение деятельности действующего президента по государственному телевидению было уделено слишком много эфирного времени. Тем самы, по словам Бейкера, Рахмон воспользовался значительным преимуществом перед своими соперниками.
Вместе с тем, в деятельности ЦКВР была отмечена высокая транспарентность и открытость, подчеркивает миссия наблюдателей ОБСЕ.
Касательно нарушений, международные наблюдатели указывают на групповые и семейные голосования, когда один человек бросал в урну не один, а несколько бюллетеней. По словам Бейкера, это стало грубейшим нарушением процесса голосования. Другим грубейшим нарушением стало наполнение избирательных урн фальшивыми бюллетенями. Также не были соблюдены базовые правила подсчета голосов, а во многих избирательных участках результаты выборов не были выставлены на обозрение общественности.
Центральная комиссия по выборам и референдумам Таджикистана объявила, что на выборах президента страны приняли участие 86,6% избирателей и нынешний президент и кандидат от НДПТ Эмомали Рахмон стал победителем. Председатель ЦКВР Шермухаммади Шохиён 7 ноября объявил предварительные итоги выборов президента отметив, что за Эмомали Рахмона проголосовало 83, 6%, или 3 миллиона 23 тысячи 754 избирателей.
Исмоил Талбаков получил поддержку 5% избирателей, или более 186 тыс. человек, Олим Бобоев - 3, 8%, или более 140 тысяч, Толиббек Бухориев - 4 5%, или 166 тыс. 224человек, Абдухалим Гаффоров - 1, 5%, или 54 тыс. 148 человек и Саидджафар Исмонов – 1%, или 36 тыс. 572 человек.
Президентские выборы 6 ноября стали шестыми выборами в истории современного Таджикистана и четвертыми президентскими выборами, ни один из которых не соответствовал международным стандартам демократических выборов, прописанных ОБСЕ. На вопрос о том, каково отношение наблюдателей ОБСЕ на постоянное игнорирование их критики и рекомендаций правительством Таджикистана, Андреас Бейкер ответил так:
- Таджикистан обязался выполнять требования копенгагенских документов, являющихся стандартами для проведения выборов. Несмотря на это, на прошлых и в нынешних выборах мы отметили, что многие эти обязательства не были соблюдены Таджикистаном, и мы выражаем озабоченность по этому поводу. Законодательство, в соответствие с которым были проведены эти выборы, с 2006 года абсолютно не изменилось, хотя мы и ранее выражали свою серьезную озабоченность по этому поводу.
Данное замечание относится к внесенным в Закон о выборах президента изменениям, в соответствие с которыми сроки полномочий президента увеличились с 5 до 7 лет и позволили действующему президенту выставлять свою кандидатуру на главный пост сраны еще два раза.