Центральная комиссия по выборам и референдумам подсчитала расходы на избирательную кампанию.
Абдуманнон Додоев, руководитель аппарата Центральной комиссии по выборам и референдумам заявил, что на избирательную кампанию в этом году было потрачено более 10 миллионов сомони, что в пересчете на доллары США составляет 2 миллиона долларов. Эти средства, по его словам, были направлены на покрытие расходов по всем выборным мероприятим, в том числе, на командировки, проведение тренингов, агитацию кандидатов, публикацию литературы и др. На каждого из шести кандидатов в президенты Таджикистана было потрачено порядка 25 тысяч сомони или более 5 тысяч долларов США, сообщил Додоев.
Руководитель аппарата ЦКВР заявил, что “и копейки не было взято у международных организаций”, потому что, по его словам, в этом не было нужды. “Несколько международных организаций предложили нам свою поддержку, но мы отказались. У нас есть средства. Это выборы Таджикистана. Мы проводим выборы за свой счет”, заявил Додоев.
По информации офиса ОБСЕ в Душанбе, в преддверии выборов в Таджикистане был запланирован ряд мероприятий, один из которых касался обучения избирателей участию на выборах. В этих целях, ими были опубликованы информационные материалы в виде вопросов и ответов на таджикском и русском языках, также были проведены семинары для сотрудников ЦКВР. По подсчетам ОБСЕ, им удалось напрямую проинформировать о порядке голосования на выборах Таджикистана более 30 тысяч избирателей и более 50 тысяч других жителей Таджикистана получили необходимую информацию через обучающую литературу. В ОБСЕ предпочитают не комментировать вопрос расходов на президентскую кампанию.
Тем не менее, сами кандидаты в президенты считают выделенные на их агитацию средства недостаточными. Абдухалим Гаффоров утверждает, что на избирательную кампанию ему пришлось вложить свои 40 тысяч сомони. У Саидджаъфара Исмонова такие расходы оказались выше, по его словам, он потратил 150 тысяч сомони или порядка 30 тысяч долларов США из собственного кармана. “Только для выпуска 5-6 тысяч экземпляров газеты пришлось потратить 1000 долларов, а мы ведь по 50-60 тысяч экземпляров выпустили. Кроме того, были расходы и на плакаты, портреты, распространение программы”, говорит он.
Расходы Исмоила Талбакова составили примерно 120 тысяч сомони или примерно 25 тысяч долларов, которые он собрал “с помощью друзей и соратников”. Часть из них, по словам кандидата от коммунистической партии, заплатил сыл, лидер партии Шоди Шабдолов вложил в эту кампанию свою зарплату.
Все же, самая дорогостоящая кампания была у кандидата от НДПТ Эмомали Рахмона, в детали которой не хотят вдаваться представители его штаба. Они лишь заявляют о том, что “все средства были потрачены в рамках закона”.
Каждый из кандидатов в президенты, по решению ЦКВР имел право вложить дополнительные 200 тысяч сомони из собственного кармана или при помощи своих сторонников.
Впрочем, наблюдавшие за встречами президента в регионах люди, считают, что эти поездки, охватившие два последних месяца, могут стоить гораздо больше средств, озвученных ЦКВР. Следует отметить, что в самой НДПТ утверждают, что насыщенные поездки Рахмона по регионам не имеют отношения к выборам и лишь являются рабочими поездками президента страны.
Существует и мнение о том, что даже этих расходов можно было избежать, с учетом того, что участвующие наряду с Рахмоном на выборах, не являются независимыми и реально соперничающими с ним кандидатами. Абуносир Шарифзода, эксперт по политическим вопросам уверен, что “не стоило тратить денег на карманных кандидатов и ставить постановку демократических выборов”, так как результат этой кампании предопределен. По его словам, вернее было бы потратить эти средства, собранные за счет таджикских налогоплательщиков, на создание производственного предприятия, которое бы могло обеспечить работой определенную категорию людей.