Российский летчик авиакомпании «Rolkan» Владимир Садовничий, отпущенный на свободу таджикскими властями, заявляет, что таджикские спецслужбы уговаривали экипажи задержанных самолетов не обращаться к российским дипломатам за помощью.
Владимир Садовничий по возвращении в Москву в четверг рассказал, что при задержании в таджикском аэропорту города Курган-тюбе сотрудники силовых структур интересовались, не работает ли он на армию Афганистана. Его слова передает РИА Новости. Такой же вопрос задавали и его коллеге, эстонскому пилоту Алексею Руденко.
Как рассказал Садовничий, после задержания экипажи обоих самолетов (восемь человек) отвезли в гостиницу и поместили под арест. Сотрудники спецслужб уговаривали их не предавать дело огласке: «Все нормально, только не поднимайте шума. Если начнете поднимать шум, вы себе сделаете только хуже». То же самое, отметил летчик, «эти люди» говорили и в российском посольстве в Таджикистане.
По словам российского пилота, экипажи воздушных судов были арестованы, чтобы у них можно было забрать оба самолета Ан-72, на которых они прилетели из Кабула. Садовничий отметил, что Ан-72 идеально подходит для полетов по Средней Азии. Таким образом, пилот опроверг, что дело было политическим.
Ранее в интервью «Газете.ру» он рассказал, что от гендиректора компании Rolkan Сергея Полуянова, которой принадлежали самолеты, требовали продать машины за рубль или оформить дарственную. В этом случае летчиков обещали отпустить.
Поскольку Полуянов на сделку не пошел, двое пилотов провели сначала в гостинице, а затем в СИЗО девять месяцев. Остальные члены экипажа были отпущены спустя два месяца после задержания.
Экипажи двух Ан-72 были задержаны в аэропорту Курган-Тюбе 12 марта 2011 года. Капитанов самолетов таджикские власти обвиняли в незаконном пересечении государственной границы и контрабанде. По версии следствия, у летчиков не было разрешения на посадку в таджикском аэропорту. Контрабандой сочли разобранный двигатель от Ан-72 в одном из самолетов.
Сторона защиты настаивала на том, что, во-первых, разрешение было оформлено должным образом, а, во-вторых, летчики уже не могли вернуться в Кабул, поскольку у них не хватило бы топлива. Что касается двигателя, то, как рассказывал Садовничий, его не собирались выгружать в Таджикистане, а значит - он не может быть контрабандой. «По законам пересечением границы считается момент, когда груз выгружается из самолета. А этот двигатель так и остался внутри», - объяснял он в беседе с «Газетой.ру».
В интервью газете «Известия», которое размещено на сайте газеты, Садовничий заявил, что «представители таджикских спецслужб первоначально уверяли летчиков, что к ним лично претензий не имеют».
Приговор летчикам был вынесен в начале ноября. В соответствии с решением городского суда они приговаривались к восьми с половиной годам заключения. Оба самолета конфисковывались в пользу Таджикистана.
После вынесения приговора на него отреагировала Россия. Российская сторона объявила приговор «политически ангажированным» и излишне суровым, после чего в Москве и других регионах страны начались облавы на таджикских рабочих. В итоге из России были высланы более 100 граждан Таджикистана.
17 ноября генпрокурор Таджикистана Шерхон Салимзода пообещал, что приговор летчикам будет смягчен. Прокуратура ходатайствовала об уменьшении срока для Садовничего и Руденко в вышестоящую судебную инстанцию.
22 ноября сроки летчикам были сокращены до двух с половиной лет, а с учетом двухлетней амнистии - до полугода. Поскольку к тому моменту они находились в заключении уже девять месяцев, пилотов освободили в здании суда. Решение о конфискации самолетов суд не отменил.
Задержанных в Таджикистане лётчиков могли освободить ещё весной
Гражданина России Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко отпустили на свободу из зала суда.
Как сообщила в прямом эфире «Русской службы новостей» мать Алексея Лийви, пилоты поначалу просили не поднимать шум.
«Парни пытались сами освободиться, но на них, наверное, оказывал нажим владелец этой фирмы, шёл торг за самолёты. Поэтому парни просили пока не поднимать шум. Эстонские власти были готовы освободить его ещё весной! А когда уже подняли шум в интернете и начался судебный процесс, дальнейшее молчание было бессмысленно, и я обратилась за помощью в МИД Эстонии», – сказала Лийви Руденко.
Она заверила, что скорейшему освобождению лётчиков способствовала не только Россия.
«Нельзя сказать, что роли России тут не было. Конечно, Россия такое мощное государство, такой силовой нажим… Ясно, что Таджикистан, скорее всего, пошёл на попятную. Но я бы не сказала, что освобождение моего сына – только заслуга России. Эстония действовала молча, по дипломатическим путям. У Алексея на суде присутствовал представитель немецкого посольства (в Таджикистане нет нашего посольства), затем из Казахстана приехал представитель эстонского посольства. Так что два представителя были», – отметила Л.Руденко.
Уголовное дело против владельца авиакомпании Rolkan приостановлено. Сергею Полуянову вменялись те же статьи, что и пилотам – контрабанда, незаконное пересечение границы и нарушение правил полётов. Сейчас госкомитет нацбезопасности Таджикистана, ФСБ России и правоохранительные органы Афганистана проверяют его причастность к этим преступлениям.