Рабочий визит президента Таджикистана Эмомали Рахмон в Российскую Федерацию прояснил некоторые аспекты таджикско-российского сотрудничества, в том числе касающиеся Соглашения по 201-й военной базе.
По словам депутата парламента Таджикистана Сухроба Шарипова, данный визит состоялся по приглашению президента РФ Владимира Путина. "В принципе, основную роль для приглашения сыграли СМИ и некоторые российские политики, заявляя о том, что якобы Таджикистан не намерен ратифицировать соглашения о дальнейшем пребывания 201 российской военной базы, и играет в свои игры. Соответственно на этом фоне в России насторожились, и Путину необходимо было прояснить ситуацию”, - отметил в интервью "Авеста” Сухроб Шарипов.
По его мнению, эта поездка было необходима для обеих сторон с целью защиты интересов, и для принятия окончательного решения по ранее подписанным документам.
"Это вопросы поставок беспошлинного ГСМ, трудовой миграции, модернизации таджикской армии, и конечно российской военной базы. Российская Федерация настаивала на ратификации всех документов, кроме соглашения о модернизации таджикской армии. Российская сторона утверждала, что последний вопрос будет решаться постепенно в рабочем порядке, однако Таджикистан не мог пойти на такой шаг, учитывая горький опыт в прошлом. Нужна была гарантия высшего политического руководства РФ, и в результате она была получена”, - подчеркнул Шарипов.
"В ходе визита были обсуждены все вопросы - экономические, политические и вопросы безопасности, в том числе, после 2014 года. Вопросы безопасности в Центральной Азии, России не чужды учитывая ее геополитические интересы в регионе”, - считает он.
"Было множество публикаций и разговоров о том, что главный мотив визита президента РТ в РФ является получение гарантии поддержки в предстоящих президентских выборах. Возможно этот вопрос обсуждался в рамках чаепития. Путин, конечно понимает, что это внутренняя проблема Таджикистана, и он не имеет права вмешиваться. Если бы даже и не было выборов в текущем году, подобный визит все равно бы состоялся, потому, что возникла необходимость разобраться в накопившихся вопросах”, - заявил Шарипов.
"Визит был прагматичным, успешным и насыщенным. Таджикистан верен подписанным документам, и ожидает такого же ответа от России”, - резюмировал Шарипов.
Таджикский политолог Шокирджон Хакимов уверен, что «стратегическое партнерство» Таджикистана и России присутствует всего лишь на бумаге.
«Общеизвестно, что "стратегическое партнерство” двух стран закреплено документально, однако если проанализировать отношения, то они таковым не являются. Приоритет отдается военно-политическому составляющему с учетом геополитического положения Таджикистана и геополитических интересов другой стороны”, - отметил Хакимов.
Политолог считает, что Россия уделяет меньше внимания социально-экономическим вопросам, в решении которых нуждается Таджикистан.
"Таджикистан нуждается в возрождении реального сектора экономики и увеличении социально-правовых гарантии трудовым мигрантам. Вместо того, чтобы с пониманием отнестись к вызовам и угрозам по внутриполитическим вопросам Таджикистана, российская сторона старается последовательно ограничивать суверенитет РТ, манипулируя трудовыми мигрантами», - заявил эксперт.
«Я думаю, что по мере приближения президентских выборов в РТ, с учетом информационного влияния России и российского фактора в регионе в целом, все-таки Эмомали Рахмон пойдет на уступки и даст указание таджикскому парламенту ратифицировать договор о дальнейшем пребывании российской военной базы. Хотя многие условия договора противоречат национальным интересам Таджикистана», - резюмировал он.
«На мой взгляд, данный визит ничего нового и существенного в российско-таджикские отношения не внес», - заявил «Авеста» учредитель еженедельной независимой газеты «Фараж» Хуршеди Атовулло.
«В сущности, были обсуждены те же вопросы, которые рассматривались в ходе прошлогоднего визита в Душанбе президента России Владимира Путина. Те же 201-я РВБ, техническая помощь таджикской армии, трудовая миграция», - напомнил Атовулло.
Говоря о связи визита Э. Рахмона в Москву с предстоящими выборами президента, журналист не исключил, что она (связь), есть. «Конечно, визит, состоявшийся за несколько месяцев до выборов, наталкивает на мысль, что в числе прочих вопросов, вероятно, обсуждались и выборы. Почему, Потому, что до этого визита Э. Рахмон не заявлял о своих намерениях участвовать в выборах», - подчеркнул он.
Хуршеди Атовулло не уверен, что Соглашение по 201-й военной базе будет ратифицировано осенью. «Может случиться так, что если Душанбе «почувствует» поддержку Кремля одному из оппонентов президента, то парламент может отложить ратификацию, или вообще не принять документ так, как имеет на это право. Но, так, или иначе, то или иное решение парламента зависит от «отмашки сверху»», - заявил Атовулло.