Для того, чтобы «научно» оправдать свой демонстративно-скандальный выход из ОДКБ и долгожданное вступление в НАТО, официальному Ташкенту пришлось в очередной раз прибегнуть к услугам, якобы, академика всех известных академий и обладателя массы учёных степеней Рустамджона Абдуллаева, опубликовавшего на сайтах своё аналитическое изыскание. Проявление подобного академизма (т.е. оторванности науки от жизни и общественной практики) не всегда полезно прогрессу.
В пользу того, что статью писал автор далёкий от мира науки, свидетельствуют масса накладок, смысловых несоответствий, фактических неточностей и несовпадений. Например, «президент РУ И.Каримов еще 26 мая 2000 года в своем интервью газете "КоммерсантЪ" [№ 78 (1978)] говорил…», т.е. говорил в 2000 г., а напечатали в 1978?). Много грамматических, орфографических и лексических ошибок (например, Рагунская ГЭС). Не говоря о неакадемическом, псевдонаучном стиле статьи. В случае, когда автор рассуждает о происхождении названия «кыргыз», оскорбляя тем самым целый народ. Или, чего стОит одна лишь фраза «академика» Р.Абдуллаева: «УЗБЕКСКИЙ НАРОД - источник его государственной власти».
Доказательством того, что автор – аноним был временно ангажирован Ташкентом говорит факт того, что при попытке его обналичить стало доподлинно известно, что такого академика не существует в природе. Под вымышленным именем скрывается, так называемый, «литературный негр», пишущий заказные статьи.
Для чего это нужно?
Чтобы обосновать и оправдать стремление попасть в американский военный блок, Узбекистан в лице Р.Абдуллаева (будем называть автора так), выделил ряд пунктов и подпунктов, определяющих «нависшие над Узбекистаном военные угрозы, угрозы природно-техногенного характера, угрозы, связанные с межнациональными конфликтами и избытком трудовых ресурсов», предотвратить которые, «возможно лишь одним способом - путем вступления Узбекистана в НАТО».
Одновременно, на всякий случай, пока РУ туда ещё не приняли, Р.Абдуллаев продолжает заискивать и раскланиваться перед РФ и лично перед В. Путиным - «национальным лидером, сделавшим новую Россию великой за 8 лет», заявляя о том, что, якобы, для России именно Узбекистан является на постсоветском пространстве вторым государством ― союзником после Белоруссии. Автор не упускает случая пропеть дифирамбы Н.Назарбаеву, в надежде, что когда-нибудь Узбекистан примут в единое тюркское государство.
Превратив свои претензии в потенциальные «угрозы», обернув недостатки в «достоинства», РУ не стыдится выставлять свою беспомощность и несостоятельность властей в решении государственных проблем козырем в игре, вернее заигрывании, с НАТО.
Главные недруги и основные претензии
По перечислению Р. Абдуллаева, это – практически все страны СНГ. Он ставит их «рангом намного выше, чем враждебные силы и международные террористические организации, обитающие на территориях Афганистана и Пакистана».
Надеясь на помощь и поддержку именно НАТО, Узбекистан и глашатай его милитаристских планов Р.Абдуллаев планируют «не только предотвратить нависшие над ними военные и иные угрозы, но и добиться реализации своих территориальных и иных претензий к этим и другим странам». Таких претензий немало. Они разного рода (военные, территориальные, экологические, экономические, социальные) и сразу ко многим соседям: России, Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Туркменистану, Армении и Украине. Копились они, ни много, ни мало - аж с 1312 года. То есть, со времени воцарения Султан Мухаммед Узбека в Золотой Орде. Уже тогда кочевой предок И.Каримова и Р.Абдуллаева - хан Узбек, опасаясь усиления Руси, претендуя на территории и безраздельную власть, разжигал вражду между русскими князьями, опустошал княжества, совершил завоевательные походы на Арран — владение Хулагуидов на территории современного Азербайджана.
Р.Абдуллаев так выразил имперские настроения И.Каримова: «Узбекистан, исходя из его многовековой истории, имеет право быть правопреемником не только СССР, но и всех узбекских государств, первое из которых российские историки ошибочно называли и называют Золотой Ордой, но носившего название Узбекистан, к территории, которого в те времена, относилась и часть территории Советского Союза, которую ныне и занимают Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина. Нетрудно прийти к выводу, что Узбекистан имеет право предъявлять территориальные претензии всем этим республикам». Для этого автор пытается опровергнуть статус России как правопреемника СССР. Желает стать долевым участником, забывая, что правопреемство подразумевает переход не только прав, но и обязанностей.
Претензии Р.Абдуллаева к РФ и Казахстану касаются также «избытка трудовых ресурсов в Узбекистане». Горе-экономиста не радует огромный трудовой потенциал, дешёвая рабочая сила для него - «острая проблема, ошибка демографии», которой РУ не может найти достойного применения. Поэтому, по его мнению, «РФ и Казахстан просто обязаны оказывать свою всестороннюю помощь Узбекистану из-за несправедливого распределения территории СССР и его собственности». Со времён распада Советского Союза Узбекистан таит обиду за доставшееся наследство - старую, давно изношенную технику и технологию производства, отсталую агарную экономику и ее водные проблемы. За 20-лет независимости РУ так и не сумела самостоятельно возродить и обновить эти ресурсы.
Оставим решать конкретные двусторонние неурядицы с автором - его непосредственным оппонентам.
Неудобный Таджикистан
Таджикистан удостоился особой чести Р.Абдуллоева, который высказал ему особые территориальные претензии. Не только земельные, но и водные.
О воде
По мнению Р.Абдуллаева, в решении, как водного вопроса, так и земельного вопроса, с ближайшим соседом РУ самостоятельно, без НАТО не справится.
Согласно списку автора, второй по значимости «реальной угрозой национальной безопасности Узбекистана» является строящаяся Рогунская ГЭС, которую «заслуженный академик» безграмотно называет Рагунской.
Из чувства ревности и соперничества Р.Абдуллаев винит и упрекает «старшего брата» (орфография сохранена): «Прекрасно зная, его (Узб-на) официальное точка зрение к вопросам строительства вышеуказанных энергетических сооружений, (РФ) позволила себе выступить против Узбекистана. Ибо РФ, хотя с Таджикистаном и не заключила никого соглашения о строительстве Рагунской ГЭС». Какое соглашение ждали г-да Каримов и Абдуллаев? Сегодня независимый Таджикистан вправе сам решать и планировать, как следует рационально использовать собственные ресурсы. Тем более, делается это не в ущерб соседним государствам, под пристальным присмотром экспертов. Но, для проспавшего Арал Узбекистана, это больная тема.
Рогунская ГЭС была спроектирована в советские годы в узбекском НИИ. С тех пор ландшафт не изменился, сейсмичность, которой так пугает Ташкент, не возросла. Изменилось лишь отношение узбекской стороны к данному вопросу и конкретному соседу.
О каких соглашениях и договорённостях ведёт речь Р.Абдуллаев, если узбекская сторона впадает из крайности в крайность? От нападения сразу же переходит к глухой обороне и не реагирует на призывы к диалогу или диалогам при посредничестве третьих заинтересованных стран. И опять автор пытается выдать эту вполне решаемую водную проблему за «реальную угрозу, более высокую, чем военная угроза национальной безопасности Узбекистана со стороны враждебных сил и террористических организаций, базирующихся на территориях таких стран, как Афганистан и Пакистан».
О земле
На болезненной теме «Бухара и Самарканд» спекулировать, по меньшей мере, безнравственно. Что не остановило «академика всяческих наук» Р. Абдуллаева.
Напоминаем ему в ответ. Бухара и Самарканд - крупные исторические центры Средней Азии. Они развивались как часть иранского мира, соответственно, население там проживало персоязычное. Постепенно в регионе набирал процесс тюркизации. И в начале ХХ века, когда шло размежевание населения на тюркоязычное и ираноязычное, Москва по неизвестным причинам оставила эти два города в составе Узбекистана. После чего, они подверглись массовой узбекизации. Общеизвестно и признано, что Самарканд и Бухара считаются историческими, культурно-политическими центрами таджикского народа, которые прежде были районами компактного проживания таджиков. После прихода советской власти в Среднюю Азию в 1920-е годы прошлого века Самарканд и Бухара были включены в состав Узбекской ССР. А таджики, проживающие в этих районах, чему ещё остались живые свидетели и участники, в ходе переписи населения регистрировалось как узбеки. В документах также менялись их имена и фамилии. Таджикам, проживающим в РУ, стало в порядке вещей, во избежание неприятностей или давления, на вопрос «какой ты национальности?» отвечать «я бухарский» или «я самаркандский». Слово таджик, в этом случае, замалчивалось. В Узбекистане, по данным на начало 1999 г. (поздняя статистика замалчивается РУ), проживало 1,2 млн. таджиков. Но, как правило, численность таких диаспор властями РУ всегда искусственно занижалась. По оценке русского этнолога Ю.Г.Кульчика, реальная численность таджиков в Узбекистане в 1,5-2 раза выше официальной, а в Бухаре и Самарканде они составляют большинство населения. Того же мнения придерживается исследователь Д. Шоберлайн-Энгел (США), по свидетельству которого, на улицах Самарканда чаще слышишь таджикскую, чем узбекскую речь. По некоторым данным, численность таджиков в Узбекистане достигает 5-6 млн. чел., а это - 20-25% населения.
По мнению учёного-востоковеда А.Турсунова (Акбар Турсонзод) и описанию в историческом источнике «История Бухары», «в Бухаре десятого столетия тюрок вообще не было, если не считать, конечно, военнопленных и гулямов, коих было много на невольнических рынках города. Правда, тюрки бывали в столице Саманидов и сами, но только в её окрестностях и чаще всего в качестве разбойников… тюрок не было не только в городе Бухаре, но и в его пригородах. Местным языком был только фарси. Правда, за свое выживание нам пришлось заплатить очень высокую историческую цену. Это и продолжавшийся столетиями процесс отуречения таджиков, который, начиная с середины 20-х годов, принял целенаправленную форму политического насилия. Это и безжалостное вытеснение части этноса из его исконной родины (равнины и города) в глухие уголки Центральной Азии (горные долины и ущелья), приведшее к расчленению антропологически и исторически единого тела народа, а далее и к психокультурному отчуждению».
Параллели
В мире существует около 300 потенциальных конфликтов, в основе которых лежит водная проблема. Пока И.Каримов ведёт «холодную» войну с Таджикистаном, но уже не один раз открыто грозил реальными боевыми действиями за водные ресурсы.
Символично в данном контексте выглядит сегодняшняя незавидная судьба бывшего президента Египта Мохаммеда Мурси, который ранее заявлял, что власти страны оставляют за собой право использовать все возможные способы, чтобы воспрепятствовать строительству Эфиопией плотины по течению Голубого Нила. Его планы не осуществились. Хотя, в отличие от И.Каримова, Мурси не призывал к водной войне, он лишь пугал Эфиопию обещаниями «разбомбить плотину». На что официальный представитель эфиопского премьера пожелал: «Надеемся, что президент Мурси будет на стороне разума». Чего и мы желаем своим узбекским землякам.
Анвар Ташпулатов, Муким Халитов