Фархадская плотина являетя еще одним “камнем преткновения”, между, и так уже давно ставшими сложными отношениями Таджикистана и Узбекистана. Хотя этот объект не столько “мозолит глаза” Ташкенту, как проект Рогунской ГЭС, или Таджикский алюминиевый завод, нападки в отношении которого Узбекистан продолжает время от времени, соседняя республика не прочь, получить плотину в свое ведение.
В неофициальных кругах Таджикистана, в том числе и в экспертных, последнее решение Узбекистана о прекращении поставок газа в РТ, связывают с Фархадской плотиной, предполагая, что таким образом, Ташкент пытается заполучить водохранилище.
Передача Фархадской плотины (водохранилища) Узбекистану, если такое решение последует в будущем, угрожает не только социально-экономической ситуации, но и независимости Таджикистана. Об этом в интервью «Авеста» заявил независимый эксперт по экономическим вопросам Холназар Мухабатов.
По его словам, последнее время все чаще муссируется вопрос вокруг данной плотины, и о ее передаче Узбекистану. “Это очередные амбиции правительства соседней республики и тех, кто лоббирует интересы Узбекистана внутри Таджикистана”, - считает Мухаббатов.
“Узбекская сторона прекрасно понимает значимость данной плотины, ее пользу, и поэтому использует уже отработанную схему, то есть использует экономические рычаги давления на Таджикистан. Теперь говорится о прекращении поставок природного газа. Однако этот раз вопрос стоит очень серьезно, и правительство Таджикистана всесторонне должно изучить его и проявить бдительность в вопросе защиты национальных интересов”, - подчеркнул эксперт.
«Еще в бытность СССР Узбекистан лоббировал свои интересы в Таджикистане, и, как не странно, наши правители всегда послушно, и без оглядки выполняли требования соседа. Именно такая покорность привела к тому, что наша республика проигнорировала свои национальные интересы практически по всем вопросам в пользу Узбекистана. Уже несколько лет Узбекистан яростно выступает против проекта Рогунской ГЭС и деятельности алюминиевого завода. Теперь дело дошло и до Фархадской плотины. Узбекистан хочет вернуть свое влияние в Таджикистане, а следовательно использует все свои возможности, чтобы добиться этой цели», - отметил он.
По словам Мухаббатова, в начале 2000-х годов благодаря патриотизму отдельной группы из числа сотрудников правоохранительных органов Таджикистана Фархадскую плотину удалось вернуть обратно.
“Этот участок, на котором расположена плотина, является законной частью территории Таджикистана, и, ни в коем случае отдавать ее кому-то нельзя. Ситуация вокруг Фархадской плотины замедлила работу межправительственной комиссии по делимитации и демаркации таджикско-узбекской границы», - не исключает эксперт.
Вот уже несколько лет среди экспертного сообщества и энергетиков Таджикистана обсуждается вопрос о ликвидации Кайракумской ГЭС и ее водохранилища после ввода первой очереди Рогунской ГЭС.
Эксперты аргументирую свои доводы тем, что эффективность Кайракумской ГЭС малозначительна. Дело в том, что мощность данной ГЭС составляет 126 МВт - примерно 500 млн. кВт/ч в год, а площадь ее водохранилища занимает свыше 54 тыс. гектара.
В условиях, когда в Таджикистане, и так мало пахотной земли, данная территория послужит расширению посевных площадей для развития сельского хозяйства, считают эксперты.
Напомним, что большая часть воды из Кайракумского водохранилища идет на полив сельхозугодий нескольких районов Узбекистана.