Исчезнувший в 2014 году экс-депутат Согдийского областного маджлиса, бывший гендиректор Исфаринского химзавода, главный фигурант скандального «исфаринского дела» и один из главных свидетелей обвинения по делу Зайда Саидова - Низомхон Джураев до сегодняшнего дня остается в розыске.
«Где он сейчас находится, не знает никто – ни его адвокат, ни суд, ни родные, - об этом «АП» сообщил источник в Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана. - Мы также не располагаем сведениями о том, где может скрываться Джураев».
Он заявил, что в начале 2018 года уголовное дело в отношении Джураева было передано в суд.
Расследование другой части уголовного дела в его отношении в связи с исчезновением в конце июня 2014 года, приостановлено. Кроме этого, на стадии расследования находится уголовное дело в отношении некоторых его подельников.
Между тем, на официальном сайте Интерпола в графе сведения о разыскиваемых Таджикистаном лицах Низомхон Джураев не числится.
Из обвиняемого в свидетели
Напомним, Низомхон Джураев проходил в Таджикистане основным фигурантом по так называемому «исфаринскому делу». Он и еще 33 человека обвинялись в совершении ряда тяжких преступлений.
В 2007 году Джураеву удалось покинуть страну и перебраться в Россию. Однако в августе 2010 года он был задержан в Москве по запросу Таджикистана. Тогда его адвокаты обратились в Европейский суд, который запретил России выдавать Джураева Таджикистану. В марте 2012 года Джураев был освобожден из подмосковного СИЗО. И исчез.
А в начале апреля 2012 года Низомхон Джураев неожиданно объявился в Таджикистане.
В эфире гостелеканала «Джахоннамо» он сообщил, что приехал в Таджикистан добровольно ради своей 79-летней матери. На момент возвращения он обвинялся по нескольким статьям, в том числе, в хищении государственных средств в особо крупном размере и организации преступного сообщества.
Однако после его возвращения тогдашний глава антикоррупционного ведомства Фаттох Саидов неожиданно заявил, что Джураеву предъявлено лишь обвинение в совершении экономических преступлений. Кроме того, антикоррупционное ведомство оставило его на свободе под подпиской о невыезде. 18 июня 2014 года стало известно о том, что Джураев вновь исчез.
По словам его адвоката Бахтиёра Насруллоева, в последний раз они встречались 3 июня 2014 года в Душанбе - обсуждали вопросы, связанные с передачей дела Джураева в Верховный суд.
17 июня 2014 года должно было начаться судебное слушание по делу Джураева, но он на него не явился. Не пришел Джураев в суд и на следующий день. Когда судебные исполнители прибыли по месту его жительства, по указанному адресу (ул. Энергетиков, г.Душанбе) жили совсем другие лица.
В этот же день Верховный суд Таджикистана вынес определение, согласно которому экс-депутат был объявлен в розыск. Это определение было отправлено ГКНБ и МВД.
В начале 2018 года в СМИ появилась информация, что Низомхона Джураева задержали в Борисполе (Украина).
Наталья Теличко, официальный представитель Генпрокуратуры Украины, сказала 20 января в беседе с Радио Озоди, что Низомхон Джураев, находящийся в международном розыске, был задержан 11 января. Однако 13 января Бориспольский суд Киевской области отказал во временном аресте Джураева.
В Генпрокуратуре Украины подтвердили, что получили от таджикских коллег запрос на экстрадицию Низомхона Джураева на родину. Однако Теличко не смогла сказать, где сейчас находится таджикский предприниматель и намерена ли удовлетворить запрос таджикских коллег.
Сообщалось, что Джураев якобы был задержан во время обращения за получением паспорта гражданина Украины.
Кто помог бежать Джураеву?
Имя Низомхона Джураева связывают с громкими процессами 2000-х годов, арестами предпринимателей. Он, в частности, давал показания и против известного предпринимателя Зайда Саидова, осужденного в декабре 2013 года к 26 годам тюрьмы. Именно поэтому исчезновение Джураева вызывает большие вопросы.
Еще в 2014 году его адвокат Шухрат Кудратов заявлял, что с первого дня, как Джураева привезли в Таджикистан, он содержался в здании Агентства по борьбе с коррупцией.
- О его местонахождении нужно спрашивать у руководства агентства. Я думаю, что Низомхон Джураев сделал свое дело. Если он действительно бежал, во что я не верю, сотрудники Агентства по борьбе с коррупцией должны нести ответственность, - говорил тогда Кудратов.
Версии его последнего исчезновения еще в 2014 году было три – побег, увод свидетеля в тень, убийство. С последней уже все понятно. А вот первые две.
По данным Агентства по борьбе с коррупцией, в целом по итогам расследования по делу Джураева было возбуждено уголовное дело по девяти статьям, в частности: 245 (присвоение или растрата), 247 (мошенничество), 260 (лжепредпринимательство), 289 (контрабанда), 340 (подделка документов) и др. Возможно, после получения повестки в суд Джураев решил не испытывать судьбу и, не понадеявшись на благосклонность Фемиды, покинул страну, как это уже делал не раз.
Однако второй его адвокат Бахтиер Насруллоев посчитал это маловероятным.
«Мы знали, что дело передадут в Верховный суд, но, учитывая амнистии и экономический характер обвинений, надеялись, что если и посадят Джураева, то на небольшой срок. Мой подзащитный на последней нашей встрече 3 июня был бодр, уверен, что все закончится благополучно», - говорил Насруллоев.
Впрочем, у Джураева могли быть основания для беспокойства. Как известно, на основании его показаний были сняты с должностей и привлечены к ответственности ряд влиятельных лиц страны – прокурор Рустам Олимов и судья ВС Нур Нуров, прокуроры Эмом Гоибов и Очил Одилов. Вряд ли все эти и другие люди испытывали к нему добрые чувства. Поэтому опасения мести со стороны пострадавших от его показаний людей могли заставить Низомхона Джураева бежать из страны.
Была и другая версия. Джураев выполнил свою «миссию» и покинул страну с ведома правоохранительных органов, например, по тому же закону о защите свидетелей.