Генеральная прокуратура Таджикистана за первое полугодие 2018 года возбудила уголовные дела в отношении 30 человек, которые обвиняются в торговле людьми. Львиная доля этих дел касается торговли детьми.
За этот же период в социальные учреждения Минздрава поступил 51 малолетний ребенок, от которых отказались их собственные матери.
Правозащитники утверждают, что очень сложная и долгая процедура усыновления толкает многие бездетные пары на нарушение закона.
Длинные очереди и бюрократические препоны
Азимджон Машрабзода, начальник отдела государственной политики в сфере защиты прав детей Уполномоченного по правам ребенка РТ, сказал 22 августа в беседе с Радио Озоди, что по данным Генпрокуратуры в текущем году было возбуждено 10 уголовных дел в отношении 30 человек, причастных к торговле людьми. Свыше 20 из них обвиняются в торговле детьми.
«У нас, к счастью, таких случаев не было, но, например, в России и других странах были случаи, когда супружеские пары усыновляли сирот, а потом жестоко обращались с ними. Были также случаи, когда криминальные структуры делали бизнес на детских органах. Поэтому законодательство Таджикистана придерживается наилучшего обеспечения интересов ребенка, и пары, которые хотят усыновить ребенка, тщательно проверяются», - говорит Азимджон Машрабзода.
И, действительно, бездетным парам нужно отстоять длинные очереди на усыновление и пройти множество бюрократических процедур. В частности, необходимо собрать около 40 различных справок и документов – о доходах семьи, размерах жилищной площади, согласии обоих супругов и состоянии их здоровья.
По словам собеседника, семьи, которые искренне желают усыновить ребенка, не остановят и не испугают никакие трудности. «Лучше соответствующие органы тщательно проверят семью, прежде чем доверят им воспитание сироты, чем через некоторое время по каким-то причинам пара откажется от ребенка и вернет его обратно в детдом, ведь это будет психологическим ударом для него», - говорит Машрабзода.
Он также отметил, что большая часть бездетных семей усыновляет детей своих родных и знакомых, избегая юридических процедур, что потом приводит к судебным процессам.
"Восемь лет растила как своего"
34-летняя жительница Бохтара на условиях анонимности рассказала, что после того, как многолетние попытки забеременеть не увенчались успехом, она с мужем решила воспитать ребенка родственников супруга.
«Позже муж развелся со мной, создал новую семью. Теперь родные мужа потребовали, чтобы я вернула им их ребенка. А ведь я восемь лет растила его, как своего?», - говорит женщина.
Представители Детского Омбудсмена проинформированы об этом случае: в итоге суд вынес решение в пользу биологических родителей, потому что женщина не прошла все юридические процедуры усыновления.
Саноат Солиева, руководитель организации по защите прав ребенка «Фемида», которая в значительной степени фокусируется на проблеме торговле людьми, говорит, что сложная процедура усыновления приводит ко многим сложностям.
«Недавно мы оказали правовую помощь женщине, которая усыновила ребенка своих дальних родственников, но власти обвинили ее в торговле людьми. В свое время она не оформила нужных документов и поэтому этот факт насторожил соответствующие органы», - сказала она.
По словам Солиевой, долгое ожидание и бюрократические препоны на пути усыновления приводят к тому, что бездетные пары решают обойти закон и покупают младенцев у матерей-одиночек или малоимущих семей. Правозащитница считает, что упрощение процедуры усыновления приведет к снижению случаев, которые на юридическом языке звучат как «торговля детьми».