В Германских СМИ опубликованы результаты журналистского расследования по поводу обнаружения в Таджикистане угнанных из Германии машин.
Германское издание «Sueddeutsche Zeitung», в статье под заголовком «Luxus – export» («Экспорт автомобилей класса люкс»), опубликовало результаты исследования о судьбе угнанных из Германии автомобилей, проведенного совместно с телеканалом «ARD Panorama». Автор статьи Кристоф Каденбах пишет, что большинство дорогих угнанных автомобилей, в конечном итоге обнаруживаются в Таджикистане, который по утверждению криминальной полиции Берлина, остаётся главным рынком продаж дорогостоящих автомобилей угнанных в Германии. Он пишет, что если раньше статьи в германских СМИ об этой Среднеазиатской стране, рассказывали об увлекательных турах в высокогорье Памира, то история с крадеными машинами, исправила эту ситуацию.
Автор статьи утверждает, что Отто Аддо, бывший игрок футбольной команды «Боруссия»-и Дортмунд, ставший в 2002 году чемпионом Германии в составе этой команды, узнал свою машину, которая разъезжала по улицам Душанбе. Свой «Range Rover» Отто Аддо приобрёл в 2011 году за 80 000 евро, а в 2013 припаркованный у дома футболиста автомобиль, угнали. Немецкий журналист сфотографировал автомобиль Аддо 22 июня на одной из улиц Душанбе, в 4700 км от Гамбурга. Рассматривая фотографии сделанные журналистом в Душанбе, Отто Аддо говорит, обычно на таких моделях накладка крышки багажника серебристого цвета. Он же окрасил ее в черный цвет, как и весь внедорожник. Диски и кожаные сиденья тоже черного цвета. На лобовом стекле внизу был наклеен зеленый значок с информацией об экологических параметрах автомобиля и цифрами HH G 2555.
«Sueddeutsche Zeitung» ссылаясь на сотрудников берлинского Управления уголовной полиции пишет, что большая часть дорогих машин попадает в Таджикистан. В процентном соотношении основная часть краж приходится на Берлин. Берлинские следователи говорят о более чем тысяче случаев, когда угнанные в Германии автомобили перегонялись в Таджикистан.
Издание пытается ответить на следующие вопросы: Как угнанные в Германии автомобили попадают в Таджикистан? И почему новые владельцы не боятся, что авто будут конфискованы властями страны и отправлены назад в Германию? Они ведь даже не удосуживаются удалить с лобовых стекол наклеенные в Германии зеленые наклейки.
По данным издания, наибольшему риску подвержены владельцы BMW, особенно, модели X6. Это любимчик угонщиков, он возглавляет список самых угоняемых автомобилей. В 2012 году было угнано 26 из 1000 застрахованных в этом году по КАСКО машин. Средний же показатель по всем легковым авто — 0,5 на 1000 машин.
По словам Томаса Хайльмана (Thomas Heilmann), сенатора по вопросам юстиции (ХДС), Берлинское Управление уголовной полиции в период с 2011 по 2013 год уже расследовало случаи перегона угнанных автомобилей в Таджикистан. Речь шла об автомобилях, которые ведомство обнаружило в Душанбе. Генпрокуратура направило таджикским коллегам запрос на конфискацию автомобилей и их возвращение обратно в Германию. «Но это не сработало», — отмечает Хайльман. Только после того как в мае 2013 года была запрошена помощь федерального правительства, и эта тема незадолго до Рождества была освещена в СМИ, таджикские власти начали заниматься проблемой.
Глава МВД Таджикистана Рамазон Рахимзода на встрече с германскими журналистами назвал безосновательными разговоры о существовании в Таджикистане тысяч угнанных машин, но при этом признал, что милиция с 2011 года до настоящего времени обнаружила 78 угнанных в Германии автомобилей. По словам министра, несколько из этих машин, в том числе 5 машин марки BMW-X6, подготовлены для возвращения в Германию.
Однако, как утверждает немецкий журналист, он только за четыре дня нашёл в Душанбе девять автомобилей, которые на основании проверки VIN-номера или немецких наклеек на лобовом стекле, были определены как угнанные из Германии, среди которых и Range Rover Отто Аддо.
Издание отмечает, что Рахмон правит страной на протяжении двадцати трех лет, у него девять детей. Две дочери входят в число самых успешных предпринимателей страны, еще одна дочь — заместитель министра иностранных дел. Старший сын руководит таможенной службой страны, а также является главой национального футбольного союза Таджикистана. Между тем, ему всего 26 лет. В статье отмечается, что Рахмон создал политико-экономическую систему на основе личных отношений. «А вещество, которое все это «склеивает» — коррупция»- заключает немецкий журналист.
“Sueddeutsche Zeitung” пишет, что угнанный внедорожник Отто Аддо, паркуется в 800 метрах от президентского дворца, перед жилым домом постройки советских времен. Однако, сидит ли за рулем этого автомобиля действительно родственник президента, сказать точно нельзя, говорит автор статьи.
Немецкая пресса в конце прошлого года писала, что частью угнанных из Германии машин, управляют редственники президента Рахмона. Далее в статье отмечается, что Газета Bild в 2013 году процитировала слова сенатора Хайльмана из его письма тогдашнему министру иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle). В своем письме он ссылается на доклад специалиста, который работает в сфере страхования. Специалиста зовут Павел Новицки (Pawel Novicki), он живет в Варшаве, где мы и встретились для интервью. Его работа — возвращение угнанных автомобилей из Германии, которые конфискуются полицией в Восточной Европе. В 2012 году он по заказу немецких страховщиков ездил и в Душанбе, причем успешно. В интервью «Sueddeutsche Zeitung» Новицки сказал: - «У меня было впечатление, что владельцы авто — не самые обычные люди. Из дипломатических источников я узнал, что это люди из окружения президента Таджикистана».
Власти Таджикистана до сих пор не отреагировали на заявления немецких журналистов и распространенное видео на эту тему.
Однако, когда немецкая газета «Bild» в конце 2013 года написала, что около 200 угнанных из Германии автомобилей находятся в Таджикистане в руках родственников и друзей президента Таджикистана Эмомали Рахмона, и то что таджикские власти отказываются от сотрудничества в преследовании и возвращении этих машин владельцам, это утверждение подверглось резкой критике со стороны властей Таджикистана.
В той статье говорилось, что когда власти Таджикистана не ответили на предложение о совместном расследовании этого вопроса, министр юстиции Берлина Тамас Хейльман написал письмо, тогдашнему министру иностранных дел Гвидо Вестервелле в котором отметил, что «Многие из них находятся сейчас во владении лиц, которые связаны экономически или лично с семьей президента страны».
Посол Таджикистана в Берлине Имомуддин Сатторов сказал в ответ, что это «провокация». Представитель таджикского Министерства иностранных дел заявил, что речь идет о попытке нанести удар по имиджу Таджикистана.
Таможенная служба Таджикистана и МВД республики, подтвердили факт обнаружения за три года в стране 127 угнанных машин, но отметили, что не раскрыт ни один случай « приобретения членами правительства и родственниками президента Таджикистана, угнанных из Германии машин».
Это не первый случай, когда вопрос о превращении рынка Таджикистана в убежище для угнанных машин, рассматривается на международном уровне, и наносит удар по имиджу страны. В июле 2012 года после публикации подобного материала в журнале «Spiegel», заместитель начальника Управления борьбы с контрабандой таможенной Службы Таджикистана ?урбон Абдуназаров, на пресс-конференции подтвердил факт обнаружения 10 машин угнанных из Германии, и отметил, что обнаруженные машины будут возвращены владельцам через Интерпол.
После того, как в конце 2013 года немецкая пресса опубликовала материал о возможном попадании в Таджикистан партии угнанных из Германии машин, таможенная Служба Узбекистана сразу же сообщила о выявлении, по меньшей мере, шести ворованных машин, по пути в Таджикистан. Однако, до сих пор остаётся неизвестной судьба этих обнаруженных машин и их владельцев.
Таджикистан не имеет собственного производства автотранспорта и обеспечивает потребности населения за счет сто процентного импорта. В Таджикистан машины попадают по двум путям – из Дубая, машины японского, корейского и американского производства, и из прибалтийских стран автомобили европейского производства. В страну в виду малой покупательской способности населения, в основном ввозятся поддержанные машины. Согласно официальным данным, в 2013 году в Таджикистан ввезено 65600 автомобилей, что на 14500 машин больше чем в 2012 году.