Очередной инцидент произошел между жителями села Ходжаи Аъло джамоата Чоркух Исфаринского района РТ и жителями приграничного села Аксай Баткенского района КР во второй половине дня в субботу, 2 августа.
Кыргызские СМИ, с ссылкой на данные государственной пограничной службы (ГПС) Кыргызстана, сообщают, что конфликт произошел по причине того, что жители таджикского анклава Ворух зашли на территорию участка, принадлежащего гражданам Кыргызстана, и начали проводить сельскохозяйственные работы - собирать кукурузу. Это не понравилось гражданам КР, в результате чего на данном участке собрались граждане двух стран, между которыми началась перепалка. Прибывшим чуть позже сотрудникам пограничных ведомств Кыргызстана и Таджикистана, удалось успокоить жителей и мирным путем разрешить конфликтную ситуацию.
Также кыргызские СМИ сообщают, что через некоторое время на другом участке границы жители Таджикистана закидали камнями две машины, принадлежащие кыргызстанцам. В результате совместных усилий правоохранительных органов и представителей местных властей, была достигнута договоренность, что граждане Таджикистана, незаконно осуществившие сельхозработы, выплатят компенсацию за причиненный ущерб.
В телефонном разговоре с корреспондентом АП заместитель председателя джамоата Чоркух Абдухалил Шарипов, подтвердив факт имевшего место инцидента, внес некоторые коррективы в картину произошедшего конфликта. Он отметил, что жители джамоата Ворух к данному инциденту никакого отношения не имеют и инцидент произошел на участке границы между землями бригады №18 джамоата Чоркух (участок Танги) и прилегающими землями жителей села Аксай. «В основе этого конфликта лежит проблема отсутствия доступа к летним пастбищам жителей таджикских сел, сказал он. В отличие от прошлых лет, когда по согласованию между сторонами, наши жители могли выводить свой скот на пастбища уже в мае месяце, в этом году, по непонятным причинам, нам такую возможность кыргызская сторона не предоставляет до сих пор, хотя за выпас скота таджикские граждане платят в 5 раз больше, чем местные кыргызы. Не имея другой альтернативы, жители таджикских сел вынуждены пасти скот на близлежащих землях или же продавать его. Из-за отсутствия доступа к пастбищам местные таджикские жители в этом году продали 30% поголовья скота». По словам А.Шарипова, в результате сложившейся ситуации, притом, что земли, принадлежащие таджикам и кыргызам, тесно переплетены, не всегда удается уследить за скотом. Инцидент произошел из-за того, что несколько коров таджикских жителей забрели на земли, принадлежащие жителям Аксая. Позже скот и их владельцы, были доставлены в центр села Аксай, и после достижения договоренности о выплате штрафа за нанесенный ущерб, они были отпущены.
К сожалению, отметил А. Шарипов, такого рода мелкие инциденты, которые можно решить в рабочем порядке, в последнее время раскручиваются до перекрытия дорог и сопровождаются закидыванием камнями проходящих автомобилей, как с той, так и с другой стороны. Вот и в этот раз жителями села Аксай вновь была блокирована на несколько часов автотрасса Ворух-Исфара, хотя жители Воруха к этому инциденту отношения не имели.
А. Шарипов также добавил, что, несмотря на выходные дни, руководство района и администрация джамоата провели встречи с жителями приграничных сел и махаллей джамоата Чоркух, в ходе которых провели разъяснительные беседы о недопущении впредь таких случаев.
После приобретения странами независимости правовой аспект спорных вопросов по совместному использованию пастбищ в приграничных сообществах все еще не отрегулирован. Этот вопрос также упирается в проблему спорных территорий, основу которой заложило национально-территориальное размежевание между советскими республиками. В советский период, когда границы были символическими, совместное использование пастбищ и лесов фактически не было «проблемным». После приобретения независимости, постепенно границы становились реальными, и оба сообщества начали сталкиваться с проблемами и в этой плоскости взаимоотношений. Селения таджикских сообществ расположены преимущественно на равнинной территории, и в связи с отсутствием альтернативы для выпаса скота, им пришлось мириться с ситуацией, что основные пастбищные угодья и большая часть отгонных земель расположены на территории проживания кыргызских сообществ. Сейчас эти конфликты носят сезонный характер, и обостряются весной и осенью, то есть в период начала и завершения пастбищного сезона.
С целью предотвращения конфликтов со стороны местных властей периодически предпринимались попытки упорядочить этот процесс. Кроме этого, кыргызская сторона старалась получить более или менее справедливую компенсацию и оплату за использование пастбищ. Так, В Баткене в 2003-2004 гг. издавалось постановление администрации, разрешающее органам местного самоуправления (ОМСУ), в случае получения письменной просьбы от местных властей РТ сдавать в аренду неиспользуемые пастбища гражданам для выпаса. При этом, все вышеуказанные попытки властей на своем уровне отрегулировать этот процесс, де-юре носили незаконный характер. Согласно Положению «О передачи в аренду и использование пастбищ» (от 29.11.1999 г.) иностранные граждане могли пользоваться пастбищами КР на условиях аренды и только на основании межправительственных соглашений, которые фактически отсутствовали. Действующее законодательство КР (Закон КР «О пастбищах» от 26 января 2009), хотя и не допускает аренды в использовании пастбищ, основанием для использования иностранными гражданами пастбищ на территории КР предусматривает межправительственные соглашения.
Тем не менее, органы местного самоуправления КР, заинтересованные в пополнении местных бюджетов за счет средств от использования пастбищ, несмотря на отсутствие межправсоглашения, пытаются решить проблему посредством заключения соглашений об использовании пастбищ на уровне ОМСУ и районов на основе письменных обращений граждан и местного самоуправления РТ. Но в отличие от граждан КР, при выдаче таких разрешений для граждан РТ устанавливаются повышенные тарифы.
Ранее сторонами уже не раз предпринимались попытки разработки и принятия двухстороннего межправительственного или межведомственного соглашения по использованию пастбищ. Этот процесс оживился с 2007 года, когда проект двустороннего соглашения был разработан. В последующие годы и до настоящего времени вопрос ускорения согласования и подписания проекта соглашения между Правительством Республики Таджикистан и Правительством КР «Об аренде пастбищ на территории Кыргызской Республики» рассматривается на каждом заседании таджикско-кыргызской Межправительственной комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов в качестве основного. Но, видимо, неразрешенные вопросы спорных территорий не дают возможности сторонам прийти к соглашению.