Пограничные власти Таджикистана впервые прокомментировали ситуацию, на границе Исфаринского района Таджикистана и Баткенского района Кыргызстана спустя почти неделю после перестрелки 11 января.
Начальника Главного штаба Пограничных войск ГКНБ Республики Таджикистан генерал-майор Шараф Файзуллоев в беседе с сайтом PRESSA.TJ, относящимся к творческой группе “Оила” заявил «ориентировочно в 12:20 часов по душанбинскому времени, со стороны киргизских военнослужащих был произведен первый выстрел, ранивший в ногу капитана Рахимова Ф.
Одновременно с этим, кыргызские пограничники, находящиеся на территории Таджикистана и заранее подготовленная группа огневой поддержки с территории Кыргызской Республики, открыли шквальный огонь в направлении таджикских пограничников, используя пулемёты и снайперские винтовки».
Файзуллоев отметил:
«Прежде всего, необходимо сразу внести ясность относительно места происшествия. Столкновение произошло на территории водозаборного сооружения, которое расположено в н.п. Ходжаи аъло джамоата Чоркух г.Исфара Республики Таджикистан. Данный факт говорит сам за себя: имело место нарушение государственной границы Таджикистана со стороны вооруженных военнослужащих Государственной пограничной службы Кыргызской Республики».
Учитывая численное превосходство и плотность огня кыргызских пограничников, сказал Файзуллоев, было принято решение использовать малокалиберный миномёт для сдерживания огня с целью вывода раненых с места происшествия. Подчеркиваю, что огонь вёлся исключительно по местности, без намерений нанести урон личному составу. Только после применения миномётов удалось прекратить стрельбу, и пограничники Кыргызской Республики отступили на свою территорию.
Начальника Главного штаба Пограничных войск ГКНБ РТ заявил также , что инцидент, произошедший на участке водозаборного сооружения, возник в связи с нарушением кыргызской стороной ранее достигнутых договоренностей о запрете проведения строительных работ на несогласованных участках Государственной границы.
Мораторий на выделение земельных участков, строительство домов, частных объектов и других несогласованных объектов на спорных территориях до завершения делимитации и демаркации Государственной границы, по его словам, был введен пунктом 2 Протокола встречи межправительственных делегаций Республики Таджикистан и Кыргызской Республики от 29 апреля 2008 года.
Файзуллоев отметил, важность достигнутых договоренностей была подчёркнута главами двух государств в ходе встречи 16 мая 2008 года в г.Ходжент. Пунктом 2 Совместного заявления Президентов Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, правительствам сторон поручалось разработать и подписать Соглашение о запрещении хозяйственной деятельности вдоль линии границ до завершения делимитации и демаркации.
Однако, несмотря на неоднократные предложения таджикской стороны, кыргызская сторона намеренно затягивает подписание указанного Соглашения, что является источником перманентной напряженности в приграничных районах.
Файзуллоев подчеркнул, что подобное уклонение от решения спорных территориальных вопросов в правовом русле и опора на стихийные протестные акции населения не имеет перспективы. По его словам, митинговая политика в межгосударственных отношениях неприемлема и лишь приводит к жертвам.
Генерал сообщил, что совместная таджикско-кыргызская комиссия по делимитации и демаркации государственной границы была создана в 2002 году. С 2002 по 2006 годы стороны осуществляли поиск правых основ для проведения делимитации.
По его словам, в рамках Межправительственной комиссии по делимитации и демаркации границы в качестве правовых основ приняты материалы 1924-1927 годов. Вместе с тем, Кыргызская Республика настаивала на проведении делимитации по материалам национального размежевания 1989 года, которые не прошли процедуры правового оформления. В конечном итоге, Стороны приняли за основу при проведении делимитации оба документа.
Он отметил, что в рамках комиссии была проделана большая работа. На сегодняшний день 505 км (51,2 %) от общей границы прошли процедуру делимитации. По его словам, однако, когда стороны подошли к описанию спорных территорий кыргызская сторона отказалась придерживаться своей первоначальной позиции по вопросам определения правовых основ, и предложила организовать дальнейшую работу в соответствии с фактически установившейся границей, определяемой материалами земле- и водопользования.
По словам Файзуллоева, подобная позиция кыргызской стороны, фактически блокирует любые попытки конструктивного решения территориальных вопросов, поскольку лишает их правовой основы. Предлагаемые Кыргызской Стороной материалы не имеют соответствующего правового статуса, так как не регламентируют вопросы территориального разграничения.
Именно поэтому Таджикская Сторона настаивает на проведении делимитации на основе материалов 1924-1927 годов, как единственно легитимных документов прошедших процедуру правового признания в соответствии с действующей на тот период Конституцией СССР. Предлагаемые кыргызской стороной материалы 1989 года и тем более документы землепользования таим статусом не обладают.
Файзуллоев отметил, что в соответствии с материалами 1924-1927 годов населённый пункт Ворух никогда не являлся анклавом. Как анклав Ворух образовался в 1950 годы без юридических основ, методом захвата, экспансии и освоения территории Республики Таджикистан гражданами Киргизии.
Аналогичная ситуация и с территорией, на которой кыргызской стороной строится автодорога Кокташ-Аксай-Тамдык, ставшая причиной последнего инцидента. Согласно утвержденных полномочными органами СССР материалов 1924-1927 годов она входит в состав Республики Таджикистан.
По словам Файзуллоева , в нарушение ранее достигнутых договоренностей, кыргызская сторона начала строительство названной автодороги.
«Причем до сих пор по официальным каналам в адрес Правительства РТ даже не поступило ни одного документа на согласование указанных строительных работ. О планах кыргызской стороны мы впервые узнали лишь на заседании топографической группы и тогда же предложили направить соответствующие документы на согласование в Правительство РТ. Но, как я уже сказал, это сделано не было».
Комментируя достаточно долгое “молчание” пограничных войск ГКНБ РТ на фоне активного освещения ситуации с кыргызской стороны, генерал отметил, что многие информационные агентства и общественность неоднозначно восприняли отсутствие официальной информации со стороны пограничных войск ГКНБ РТ, однако этому были обоснованные причины.
По словам Файзуллоева, существует определённый порядок урегулирования и разрешения пограничных инцидентов, который закреплён в рамках национального законодательства обоих стран и норм международной практики. В соответствии с порядком установленным законами Республики Таджикистан и Кыргызской Республики “О Государственной границе” и соответствующими подзаконными актами, возникающие на Государственной границе инциденты урегулируются на уровне пограничных представителей путем проведения совместных двухсторонних расследований.
«Без проведения совместных расследований, какие либо поспешные и не подтвержденные доказательствами официальные заявления и комментарии не являются уместными, и противоречат нормам международной и пограничной этики, включая договорённости в рамках двухсторонних межправительственных комиссий. Учитывая серьёзность ситуации сразу же после происшествия, нами была отправлена информация в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан, на основании которой и было подготовлено официальное заявление», - сообщил Файзуллоев.
Он отметил, «к сожалению, наши киргизские коллеги, не придерживаясь сложившейся практики, с первых же дней возникновения конфликта начали активную пропагандистскую деятельность, представляя ситуацию в выгодном им свете, допуская очень много неточностей и фальсификаций в изложении фактов, как бывало не раз».
Некоторые заявления и комментарии, по его словам, высказаны лицами, не имеющими представления о границе и не обладающими достаточной информацией об истинном прохождении линии таджикско-кыргызской границы в соответствии с легитимными документами.
Файзуллаев подчеркнул, что пограничные войска ГКНБ Республики Таджикистан всегда являлись и являются сторонниками мирного, конструктивного решения пограничных вопросов и инцидентов.
«Думаю при наличии четко выраженной воли наших кыргызских коллег, о соблюдении принципов взаимного уважения и реализации достигнутых договоренностей мы сможем урегулировать и не пропустить в дальнейшем возникновения подобных случаев».
Генерал подчеркнул, что пограничные войска ГКНБ Республики Таджикистан, не имея намерений посягать на территорию чужого государства, будут и впредь выполнять задачи по охране Государственной границы и защиты территориальной целостности Республики Таджикистан.