На днях президент подписал закон о внесении дополнений в принятый в 2011 году Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Согласно исследованиям международных институтов, в Таджикистане присутствует высокий риск отмывания денег.
«АП» попросила экспертов прокомментировать сложившуюся ситуацию.
СОГЛАСНО принятым поправкам, впредь в Таджикистане будет введена уголовная ответственность за подобные преступления. Кроме того, имущество, приобретенное на преступные доходы, решением судов будет конфисковаться в пользу государства.
В соответствии с поправками к закону «О государственном нотариате» нотариусы страны обязаны сообщать соответствующим госструктурам о нотариальном оформлении сомнительных сделок и сделок, в которых фигурирует движимое или недвижимое имущество стоимостью свыше 500 тыс. сомони либо эквивалентной суммы в иностранной валюте.
Одновременно было принято решение о создании постоянно действующей межведомственной комиссии по координации действий госорганов в борьбе с отмыванием незаконно добытых денег и финансированием терроризма.
- Явление легализации преступных доходов существовало во все времена, - говорит доцент кафедры уголовного права ТНУ Анвар Сафаров. – Сам термин «отмывание денег» впервые появился в 20-х годах прошлого столетия в США, в период действия так называемого «сухого закона», когда конгресс в 1917 году принял поправку к Конституции США, в которой запрещались «производство, продажа и перевозка, а равно ввоз и вывоз всяких спиртных напитков в США». Преступные группы от этих запретов понесли значительный материальный ущерб. Тогда получили широкое распространение тайное производство и контрабандный ввоз, а также продажа спиртных напитков. Это принесло огромные средства организованным преступным сообществам. В то время главари этих сообществ создали сеть прачечных-автоматов, они «смешивали» преступные доходы с доходами, приобретенными от специально созданной для этого сети прачечных, и декларировали их как законные. Этот процесс назывался «отмыванием денег». Кроме этого, сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как «laundry» и означает прачечную, - отметил А.Сафаров.
В пятерке лидеров
ТЕМ временем Базельский институт управления (Швейцария) обнародовал результаты исследования среди 140 стран мира и мировой рейтинг стран с риском отмывания денег, полученных преступным путем, и финансирования терроризма - «The Basel AML Index 2013». Учитывалась банковская тайна, коррупция, финансовые правила, гражданские права и др.
Таджикистан оказался на четвертом месте.
В первую пятерку стран с риском вошли: Афганистан (индекс 8.55), Иран (8.48), Камбоджа (8.35), Таджикистан (8.27) Ирак (8.17). По этому же исследованию, наименее низкий уровень риска отмывания денег и финансирования терроризма в Норвегии (индекс 3.17), Словении (3.3), Эстонии (3.31), Финляндии (3.74) и в Швеции (3.75).
Базельский институт отмечает, что «The Basel AML Index 2013» не утверждает, что в первых пяти вышеуказанных странах однозначно существуют риски отмывания денег, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Данный институт только оценивает существующие риски возможного отмывания денег, то есть указывает на уязвимость страны к отмыванию денег и финансированию терроризма.
Прокомментировать ситуацию с легализацией преступных доходов мы попросили наших экспертов.
- Сегодня финансовые преступления выросли до угрожающей величины, - говорит политолог Вафо Ниятбеков. - Вопрос о вливании в страну финансовых средств непонятного происхождения и размытые цели вливаний имеют также опасность с точки зрения внутриполитической стабильности.
Отмывание денег является одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата, и без решения данного вопроса невозможно продолжение экономических реформ в Таджикистане. Но и нельзя забывать то, что отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала для сокрытия прибыли и ухода от налогов.
Глава представительства ЕБРР в РТ Ульф Хиндстрoм в интервью «АП» указал, что, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, значительная часть наркотиков, производимых в Афганистане, перевозится через Таджикистан.
- Кроме того, Таджикистан имеет тесные торговые связи с Ираном, который включен во многие международные списки по санкциям. Поэтому можно предположить, что в Таджикистане присутствует высокий риск фактов отмывания денег. Если мы не обеспечим устойчивость банков, которые смогут предотвращать факты отмывания, то у них могут возникнуть проблемы, - считает Хиндстром.
«Грязные деньги» - чисто на раз-два-три?
ЭКСПЕРТЫ указывают, что борьба с отмыванием денег признается практически всеми развитыми странами в качестве противодействия организованной преступности. Для легализации криминальной прибыли преступники выбирают самое слабое звено в цепи, то есть страну, где соблюдение банковской тайны наиболее строгое, а надзор правоохранительных органов за банковской деятельностью наименее эффективен или вообще отсутствует.
- Отмывание денег в основном совершается в банковской и финансовой системах. «Грязные деньги» проводятся через серию преобразований (конвертация, движение через границу, перевод в офшорные зоны, помещение в капитал зарубежных фирм), чтобы скрыть их преступный источник и представить дело так, что они получены от полностью легальных операций, - говорит доцент кафедры уголовного права ТНУ Анвар Сафаров.
По его словам, процесс легализации преступных доходов состоит из трех этапов:
- На первом этапе происходит размещение преступных доходов вместе с легальными деньгами для попадания в финансовые системы. На втором этапе происходит процесс сокрытия, то есть доходы распределяются по частям на разных счетах в целях исключения возможности отслеживания их происхождения. И наконец, заключительный, третий этап условно можно назвать интеграцией, он направлен на возврат преступных доходов к изначальным владельцам как легальных, - отметил собеседник.
Правовая основа
АНВАР Сафаров отметил, что в Таджикистане правовой основой борьбы с отмыванием денег является ст. 262 УК РТ («Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем») и Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принятый в 2011 году.
- Норма закона направлена на определение правовых основ и регулирование общественных отношений по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - отметил собеседник.
А. Сафаров считает, что явление отмывания денег в Таджикистан является новым.
- Соответственно, у нас не сложилось определенной судебной практики в данной сфере. На практике существует всего лишь несколько уголовных дел в этой сфере, связанных с доходами от мошенничества и других подобных преступлений. Но анализ международных нормативно-правовых актов показывает, что данная статья направлена прежде всего на борьбу против финансовых основ транснациональных организованных преступных сообществ, связанных с наркобизнесом, терроризмом и экстремизмом, - говорит Сафаров.
Теория, практика и реалии
ПО мнению эксперта, для эффективного применения закона в первую очередь необходимо подготовить специалистов в области борьбы с отмыванием денег.
- К примеру, в мировой практике в каждом банке или других кредитных организациях существует определённый человек, который обязан следить за реализацией международных стандартов в области отмывания денег. Необходимо пересмотреть Правила внутреннего контроля в банках, что позволит более внимательно следить за ситуацией, уделять внимание операциям клиентов, которые, возможно, направлены на отмывание денег.
А вот политолог Вафо Ниятбеков опасается, что принятие данного закона может затронуть и порядочных предпринимателей, так как банки будут обязаны предоставлять всю информацию по своим клиентам.
- Как показывает практика, эффективность этого закона зависит от многих объективных и субъективных факторов, социальных особенностей конкретных стран, - утверждает эксперт в области международного права Шокирджон Хакимов. – К примеру, в государствах, где имеется политическая воля, соблюдаются права и свободы граждан, работают механизмы сдержек и противовесов, ожидания людей от принятия закона реально оправдываются. А в государствах, где отсутствует парламентский и общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов, развита коррупция. Трудно или совсем невозможно установить совершение имущественных сделок или иных операций с доходами, полученными заведомо преступным путем, сокрытие или утаивание их подлинного характера, источника, местонахождения, способы распоряжения, перемещение прав на имущество или его принадлежность, а также использование таких доходов для занятия экономической деятельностью, - говорит Ш. Хакимов.
По мнению экономиста Ходжимухаммада Умарова, принятый закон необходим для Таджикистана. Но есть риски, что его реализация может привести к тотальному финансовому контролю в государстве.
- Под подозрение может попасть любой человек, - продолжил эксперт. - Думаю, необходимо более конкретизировать отдельные моменты, в соответствии с природой отмывания преступных денег. К примеру, в ст. 4 речь идет об организациях, на которые распространяются нормы закона. Там указывается сфера торговли, занимающаяся куплей-продажей недвижимого имущества, драгметаллов, камней, ювелирных изделий и лома. Но практика показывает, что все государственные и коммерческие организации могут быть вовлечены в отмывание преступных денег.
В городе много бутиков, торгующих дорогой одеждой и обувью, которые могут ничего не реализовать за день и сдавать в банки по $10-15 тыс., а таких случаев очень много. В любой сфере торговли возможно отмывание преступных доходов, и ограничиваться только сферой продажи недвижимости и ювелирных изделий было бы неправильно.
Или в ст.5 говорится о запрете банков-ширм. А где определение, что такое «банк-ширма»? Необходимо дать определение не только банка-ширмы, но и организаций-ширм, по типу фирм-однодневок, выделить отдельную главу и дать более полное их определение.
Также указывается, что Нацбанк определяет перечень субъектов, государств, территорий офшорных зон и устанавливает правила на совершение сделок и операций с ними. При составлении перечня есть риск невключения именно подверженных рискам государств и офшорных зон, скажем таких, как Британские Виргинские острова, куда стекаются успешно легализованные преступные доходы. Нет необходимости составления перечня, все государства и все офшорные зоны должны быть под жестким контролем, - считает эксперт.
По словам собеседника, в статье 12 указывается, что уполномоченный орган по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определяется президентом РТ.
- Было бы целесообразно этими полномочиями наделить парламент. Контроль должен быть только над структурами, подозреваемыми в отмывании преступных доходов, а не сводиться к тотальному контролю, что может стать причиной появления новых коррупционных схем, - заключил Х.Умаров.