Республика рискует попасть в «черный список» Международной организации гражданской авиации ICAO из-за несоблюдения правил перелетов и техники безопасности.
Авиационные власти готовятся к аудиту ICAO, но денег на исправление ситуации у нас нет…
В НАЧАЛЕ июня авиационные власти Таджикистана получили консультативную и техническую помощь со стороны Международной организации гражданской авиации (ICAO), делегация которой провела работу в Душанбе.
Начальник Управления гражданской авиации Минтранса Сухроб Джураев в интервью «АП» отметил, что визит рабочей группы ICAO состоялся перед официальным аудитом, который ожидается в ноябре 2013 года.
«Мы получили время на устранение недостатков. Была создана целая программа, где указаны все виды недостатков и меры по их устранению. Сроки были определены, исходя из возможности устранения недостатков – это не аморфные, а реальные сроки на краткосрочной и долгосрочной основе. Сроки даются в зависимости от степени риска», - отметил он.
По его словам, также Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) была оказана техническая помощь, предоставленная со стороны Евросоюза, для реализации дорожной карты, в соответствии с которой таджикские авиационные власти Таджикистана сегодня плотно работают с ICAO.
«Рабочая группа ICAO выявила очень много недостатков, которые не были устранены в течение последних 5 лет после визита делегации ICAO в Таджикистан. В основном это несоответствие структуры стандартам Международной организации гражданской авиации и отсутствие надлежащего контроля со стороны госструктур. До ноября мы надеемся выполнить какой-то объём работы», - пояснил Джураев.
Что касается авиакомпаний и их самолётов, то отметим, что в рамках выполнения программы SAFA все воздушные суда иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты в страны Европы (и не только Европы), подлежат перронному контролю (инспекторской проверке на перроне ВС) на соответствие требованиям обеспечения безопасности полетов, содержащимся в международных стандартах и рекомендуемой практике ICAO.
То самолет не наш...
ВСЁ началось с того, что инспекторская проверка SAFA (оценка безопасности иностранных воздушных судов) весной прошлого года в аэропорту Дубая при проверке грузового самолёта АН-26, выявила недостатки на этом воздушном судне.
О каждой проверке SAFA и её результатах инспекторы сообщают в страну регистрации самолёта, так произошло и на этот раз.
На время подготовки этой статьи начальником Управления гражданской авиации Министерства транспорта являлся Фируз Эшонкулов. Он рассказал «АП», что авиационная администрация ОАЭ запросила данные касательно подлинности судовых документов на АН-26 у авиационных властей Таджикистана. «Наши ответили: у нас нет такого самолёта ни в регистрации, ни в реестре. В Дубай выезжала таджикская делегация с представителями авиакомпании «Хатлон Эйр», на имя которой якобы и был зарегистрирован этот самолёт. Руководитель «Хатлон Эйр» не признал этот самолёт и сказал, что вообще этих людей не знал и не знает. Получалось, что самолёт АН-26 производил полёты от имени «Хатлон Эйр» незаконно», - рассказывает Эшонкулов.
Люди, которые представили документы на АН-26 от имени таджикской авиакомпании, Эшонкулову также неизвестны, однако по его словам, это были граждане либо России, либо Грузии.
Тогда авиационные власти Таджикистана признали, что самолёт, действительно, не зарегистрирован в Таджикистане, а документы на самолёт являются подделкой, созданной в фотошопе.
«Я не вижу в этой ситуации ничего ажиотажного, - говорит Эшонкулов. - Конечно, конфликт был, но потом выяснилось что это не наш самолёт, печать и подписи были подделанными, и как они сделали эти документы, никто не знает. Авиационная администрация ОАЭ решила, что этот вопрос они решат сами, без нашего участия».
А вот генеральный директор авиакомпании «Хатлон Эйр» Анвар Давлатов заявил «АП», что самолёт АН-26 был включён в реестр авиакомпании. Но без его ведома…
Как такое могло произойти непонятно, ведь в любом случае авиакомпания должна знать, сколько самолётов числится на её балансе, но Давлатов настаивает на своём и утверждает, что не знал о существовании Ан-26, а что касается Эмиратов, то там летали другие самолёты под флагом «Хатлон Эйр».
«На территории Эмиратов под флагом «Хатлон Эйр» летали шесть самолетов Ил-76, которые базировались в ОАЭ и работали по контракту. За использование флага «Хатлон Эйр» авиакомпания ежемесячно получала деньги, и за эти самолёты ежемесячно исчислялись налоги в госказну Таджикистана в объёме 12 тыс. долларов», - поясняет он.
Давлатов уверен, что выдача документов на АН-26 прошла не без участия «кого-то из Таджикистана». Он подозревает, что в этом могут быть замешаны сотрудники Минтранса либо Госслужбы по надзору и регулированию в области транспорта, которые не предприняли меры, когда авиакомпания обратилась к ним за помощью…
«Мы получили уведомление, что под нашим флагом летает АН-26 под номером 210, и мы сразу же обратились в Госслужбу по надзору за регулированием транспорта, чтобы выяснить, как самолёт могли без нашего ведома зарегистрировать на нашу авиакомпанию. Госслужба начала выяснять, но дело очень медленно продвигалось, хотя мы три раза возили их в Дубай, для того чтобы решить этот вопрос, но он так и не решился. После этого инцидента ко мне подходили владельцы этого самолёта, предлагали деньги, для того чтобы я признал самолёт, но я отказался. Я не хочу, чтобы моя компания была замешана в чёрных делах», - сказал он.
По словам Давлатова, сегодня основные претензии авиационных властей ОАЭ не к авиакомпаниям Таджикистана, а к Госнадзору, который допустил подобную ситуацию.
Вся документация по АН-26 не соответствовала международным нормам, утверждает он, и то, как эти документы были выданы для Ан-26, по его словам, загадка, которую стоит ещё разгадать. «Кто мог все эти документы выдать для самолёта, который, как оказалось, нелегально работал в течение 13 лет на территории Африки?» - спрашивает он. При этом собеседник уверен, что если дело дойдёт до разбирательства, то он сможет доказать свою правоту.
По данным «АП», сейчас это дело расследуется Генеральной прокуратурой Таджикистана, но получить комментарии от них нам пока не удалось.
…то он всё-таки наш?
ИСТОРИЯ, которую нам рассказал заместитель начальника Госслужбы по регулированию в области транспорта Таджикистана Рашид Дадабаев, оказалась совершенно другой.
Он заявил, что самолёт АН-26 был зарегистрирован в Таджикистане и принадлежал авиакомпании «Хатлон Эйр» и речи о подделке документов не может быть – они были все в порядке.
Собственником самолёта, по его словам, был гражданин Армении, который вышел на компанию «Хатлон Эйр» и попросил зарегистрировать его самолёт, за что он заплатил таджикской авиакомпании.
«Все самолеты, находящиеся на балансе «Хатлон Эйр» с регистрацией в Таджикистане, принадлежали разным людям. АН-26 - армянину, два Ил-76 принадлежали россиянину, и так было со всеми самолётами этой авиакомпании», - сказал он.
Эксперты утверждают, что выявленные недостатки задержанного судна были значительные.
Однако, по словам Дадабаева, инцидент уже исчерпан, так как это всё происходило еще летом 2012 года, до того как сам Дадабаев перешел в Госслужбу.
После этого случая, по его словам, «Хатлон Эйр» полностью лишилась трёх самолётов, и на её балансе сейчас находятся лишь вертолёты. Судьба АН-26, который до этого был зарегистрирован в Гвинее, таджикским авиационным властям неизвестна, однако под регистрацией Таджикистана самолёт пробыл совсем немного, не успев даже поработать.
«С того момента (с лета 2012 года, - прим. ред.) таджикским грузовым авиакомпаниям запретили летать в некоторые страны. Это коснулось всех трёх грузовых авиакомпаний Таджикистана, которым запретили осуществлять полёты в ОАЭ, Европу, Пакистан и другие станы», - пояснил он, приведя в пример таджикскую грузовую авиакомпанию Asia airways, самолёты которой были задержаны в Пакистане из-за недостатков в документации компании.
Дадабаев уверен, что все эти случаи, по которым накапливаются отрицательные баллы для Таджикистана, стали основной причиной того, что в марте в Таджикистан прибудут аудиторы ICAO. Они намерены своими глазами увидеть, как поставлена работа авиационных властей Таджикистана, как и в целом всей авиационной отрасли страны.
Вопрос репутации
ПО словам Дадабаева, «случай с АН-26 был действительно серьезным, так как были недостатки в судовых документах. После проверки SAFA полёты для этого воздушного судна были приостановлены, хотя самолёт там стоял и на нём не осуществлялись полёты, так как судно должно было пройти технический ремонт».
Кроме того, чуть позднее инспекция SAFA провела проверку самолёта Ил-76, по нему тоже были замечания по третьей (высокой) категории.
Но, по мнению Дадабаева, порой замечания инспекторов SAFA являются не столь значительными, некоторые недочеты и вовсе не угрожают безопасности полётов.
В качестве примера он привел случай с самолётом «Сомон Эйр» во Франкфурте, когда инспектор сделал замечание из-за отсутствия специального разрешения на сезонные полёты во Франкфурт, но так как это не угрожало безопасности полёта, этот недостаток они посчитали не столь важным.
«Заглянув в багажное отделение самолёта, они обнаружили, что запасное колесо самолёта закреплено одним фалом, а не двумя, как положено – это, по их мнению, угрожало безопасности полётов. Колесо весом в 105 кг могло переместиться. И, несмотря на наши уговоры и доводы, что колесо останется под весом багажа и никуда не переместится, они записали это как ошибку; отсутствие информационных вкладышей на спинках сидений они тоже посчитали угрозой для полётов, и это тоже записали как ошибку», - пояснил он.
Результаты инспекции судна «Таджик Эйр» в Шарже были также негативными. Там ошибка заключалась в том, что документы авиакомпании были на фирменном бланке старого образца.
Таким образом, Дадабаев считает, что не все недостатки, по которым инспекторами SAFA сделаны замечания, действительно угрожали безопасности полётов, однако они все же в виде отрицательных баллов стекаются в головной офис ICAO, который потом обобщает данные и делает свои выводы.
Возможно, по его мнению, такое придирчивое отношение к самолётам советского производства связано с тем, что развитые страны хотят продвигать реализацию современных лайнеров.
На сегодня в «черный список» ненадежных авиаперевозчиков ICAO входят Казахстан, Кыргызстан, Молдова и многие другие страны, авиакомпаниям которых запрещается осуществлять полёты не только в страны еврозоны, но и в Турцию, ОАЭ и другие развитые страны.
По словам Дадабаева, все грузовые самолёты, которые перегоняются в Таджикистан, - изначально из Кыргызстана. В Кыргызстан они попадают из Армении, в Армению они попадают из Молдовы…
«Возможно, какую-то компанию закрыли и запретили, а она перегоняет свои самолёты в другую страну и работает дальше, - продолжает он. - Вся эта цепочка отслеживается Международной авиационной организацией и, конечно, негативно влияет на репутацию стран, которые регистрируют такие самолёты».
В ожидании аудита
СЕЙЧАС авиационные власти готовятся к приезду ICAO, приводя всю документацию в соответствие с международными стандартами. Как оказалось, до сих пор вся документация в Таджикистане была составлена по советским правилам…
«Вся эта работа требует финансирования, которого у нас нет, - говорит Дадабаев. - Приходится просить деньги для того, чтобы не разочаровать аудиторов, да и об имидже страны позаботиться. Ведь выйти из «черного списка» ICAO не так легко. Казахстан и Армения уже несколько лет упорно пытаются это сделать, но безуспешно».
Последняя проверка ICAO в Таджикистане была проведена в 2008 году. Тогда таджикской стороне предписали устранить ряд недостатков, но веских причин для внесения страны в «чёрный список», видимо, не было. Сегодня же ситуация изменилась, и по некоторым данным таджикские авиакомпании (в том числе и в гражданской авиации) по результатам SAFA набрали большее количество отрицательных баллов, что может негативно отразиться на результатах предстоящего аудита.
Всякий раз, когда проверка на перроне выявляет потенциальную угрозу безопасности полетов или показывает, что на воздушном судне не выполняются требования международных стандартов безопасности полетов и оно может представлять потенциальную угрозу безопасности, сведения о результатах проверки сообщаются каждому государству - члену ЕС и Европейской комиссии. В соответствии с документом № 2111/2005 и на основании других источников информации Европейская комиссия может принять решение о запрете полетов этого эксплуатанта в воздушном пространстве Сообщества.
В Минтрансе полагают, что Таджикистан, возможно, избежит жёстких санкций со стороны ICAO, однако каким образом он этого сможет добиться, пока неясно…
В Таджикистане зарегистрировано три грузовых авиаперевозчика: «Хатлон Эйр», «Азия Эйрвэйс» и «Пар Эйр» - и четыре авиакомпании по перевозке пассажиров: «Таджик Эйр», «Сомон Эйр», «Ист Эйр» и Asian Express Airline.
МЕЖДУ ТЕМ: Что такое SAFA и почему она нужна?
Программа Европейского сообщества по оценке уровня безопасности полетов иностранных воздушных судов (SAFA) начала применяться с 1996 года в порядке инициативы Европейской конференции по вопросам гражданской авиации (ECAC).
Согласно этому законодательству, соблюдение международных стандартов безопасности полетов обеспечивается в пределах Европейского сообщества при помощи проверок на перроне (или «рамповых проверок») воздушных судов третьих стран, приземляющихся в аэропортах, расположенных в государствах - членах ЕС.
Директива SAFA является юридическим обоснованием для проведения государствами - членами ЕС инспекторских проверок, включая проверки на перроне, и участия таким образом в программе SAFA Европейского сообщества. Документ ЕС №2111/2005 о введении перечня воздушных перевозчиков, чья деятельность подлежит запрету в пределах Сообщества, при соответствующем информировании пассажиров воздушного транспорта, обеспечивает механизм и критерии для составления списка авиакомпаний, чья деятельность будет запрещена в европейском воздушном пространстве по соображениям безопасности. Документом ЕС №473/2006 от 22 марта 2006 г. установлены правила ведения такого списка Сообщества, так называемого «чёрного списка».