Редакция «АП» заявляет о нарушении Закона «О периодической печати и других СМИ» со стороны Министерства экономики и торговли и Агентства по статистике.
В СООТВЕТСТВИИ с новым Законом «О периодической печати и других СМИ» госорганы обязаны (!) ответить на запросы журналистов в течение трех дней со дня поступления вопросов.
Запрос в Минэкономики был направлен 30 апреля, в Статагентство - 8 мая, и, судя по переговорам с ответственными сотрудниками этих ведомств, ответов мы не дождемся.
Какая тема так «напрягла» наших чиновников?
Предприятия – призраки?
В АПРЕЛЕ этого года президент, как обычно, выступил с посланием к парламенту страны. И как обычно, в его речи было много цифр и фактов о том, что «мы находимся в процессе ускоренного развития современного мира и на новейшем этапе социально-экономического развития нашей страны».
Так, Эмомали Рахмон, в частности, заявил, что «в период независимости нашей страны в различных сферах, в том числе в сферах легкой промышленности, машиностроения, химии, переработки минералов и металлов, строительных материалов и пищевой промышленности, были построены и сданы в эксплуатацию более 2200 новых предприятий и цехов с более чем 58 тыс. новых рабочих мест».
Мы решили поинтересоваться, что за предприятия были созданы в стране, где они находятся и действительно ли все они функционируют. Для этого мы и обращались в указанные ведомства.
По словам нашего источника в Минэкономики (он пожелал остаться неизвестным), ответа на этот запрос мы, скорее всего, не получим, потому что никаких двух тысяч предприятий не существует и в помине.
Тем не менее, уважаемые чиновники, обращаемся к вам с очередным призывом все-таки ответить на наш запрос и тем самым удовлетворить законное любопытство наших читателей, граждан страны.
«Если ты такой умный, почему тогда такой бедный?»
НА самом деле мы не особо верим в то, что этот призыв будет услышан и чиновники ответят нам обстоятельно и по фактам. На самом деле мы сильно сомневаемся, что эти 2200 предприятий и цехов существуют. Или они когда-то были открыты, но, проработав какое-то время, закрылись (как часто у нас происходит) – по чисто экономическим причинам, а чаще просто потому, что их и открывали-то только для картинки на государственном канале. Для того чтобы кому надо увидел, что экономика развивается, рабочие места, как то было указано сверху, растут.
Кем было указано и кому это показывают (сначала по первому каналу, а потом и в послании парламенту), ясно – главе государства.
Знает ли он сам о том, что таится за тоннами цифр, ложащихся ему на стол?
Мы, например, этого понять не можем. Что, например, стоит за вот этими цифрами из послания президента:
«Внутренний валовой продукт вырос с 9,3 млрд сомони в 2006 году до 36,2 млрд сомони в 2012 году, его годовой темп реального роста в среднем составил 7%, что свидетельствует об устойчивом развитии экономики страны».
Почему по одному экономическому показателю делается вывод об устойчивом развитии экономики страны?
«Анализ показывает, что если соотношение доходов государственного бюджета относительно ВВП в 2000 году было равно 12,6%, то этот показатель в 2006 году достиг 19,4% и в текущем году достигнет 22%».
Почему бы не отметить здесь, за счет чего идет это увеличение? «За чей счет банкет?», как говорится.
«Одновременно с увеличением объема государственного бюджета увеличивается финансирование социальных сфер, и оно в текущем году составляет 6,4 млрд сомони, или более половины государственного бюджета».
Где эти деньги? Куда, на что они идут, если наши инвалиды и пенсионеры лишены простейших льгот?
К тому же, если более половины бюджета уходит на социальные сферы, а толку не видно, то или бюджет маленький и не стоит им хвалиться, или деньги просто не доходят до получателей.
«Также, начиная с 2006 года до 2012 года средняя заработная плата работников бюджетных сфер, стипендии, денежная помощь и пособия в среднем увеличились в 6 раз».
А где цифра, насколько за это же время подорожала жизнь, на сколько увеличились коммунальные сборы, подорожали здравоохранение, образование?
Почему также не сказать, что цена 1 кг мяса выросла с 7 сомони в 2006 году до 28 сомони, то есть в 4 раза? Или также в четыре раза выросла цена на масло хлопковое: с 2,50 до почти 10 сомони. За указанный период почти на все основные продукты питания цены выросли в 2–4 раза. А что насчет цен на ГСМ?
«В результате осуществления названных мер уровень бедности в стране снизился с 81% в 1999 году до 38%, то есть почти на 45%».
Есть такая хорошая поговорка: «Если ты такой умный, почему тогда такой бедный?», в нашем случае ее можно перефразировать так: если у нас все так хорошо с экономикой, как говорит правительство, то почему мы живем все хуже и хуже?
…В своем послании президент сказал, что «с учетом требований времени все эти достижения (приведенные выше и прочие указанные) пока не могут нас удовлетворить».
Вероятно, это один из немногих неоспоримых и правдивых фактов в этом документе.