Концепция реформы водного хозяйства республики остаётся всего лишь концепцией…
Министерство мелиорации и водных ресурсов получает миллионы долларов от международных доноров под бурение новых скважин и восстановление ирригации, а ситуация с водообеспечением никак не улучшается.
В НАСТОЯЩЕЕ время разработаны и реализуются программы по улучшению обеспечения населения чистой питьевой водой, освоению новых орошаемых земель, по улучшению их мелиоративного состояния, по восстановлению насосных станций и другие. Под эти программы привлечены грантовые и кредитные средства, инвестиции зарубежных доноров. В отрасли реализуется 5 проектов на сумму 145,9 млн долларов США.
Всего более 200 млн долларов было привлечено из различных источников на грантовой и кредитной основе. Однако для при-ведения в нормальное рабочее состояние всей ирригационной инфраструктуры страны в на-стоящее время необходимо бо-лее 2 млрд долларов США.
С Министерством мелиорации и водных ресурсов сотрудничают такие международные организации, как Германская агроакция, USAID, «Каре Интернэшнл», ВБ, АБР, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, Программа развития ООН. Но, несмотря на их помощь, на вос-становление почти полностью разрушенной системы водного хозяйства Таджикистана средств по-прежнему не хватает.
Кризис водного жанра ЗАСТОЯВШИЙСЯ кризис отрасли можно наблюдать на при-мере водоснабжения аграрного сектора. Существенной проблемой остаются взаимоотношения между дехканскими хозяйствами, ассоциациями водопользователей и местными водхозами.
Система управления водными ресурсами постепенно переводится на принцип самоокупаемости. Однако из-за не-совершенства экономических механизмов, регулирующих от-ношения между поставщиками воды и водопользователями, возникают проблемы в сфере оплаты за услуги водоподачи. «В результате ощущается острая нехватка финансовых
ресурсов на содержание и эксплуатацию гидротехнических сооружений в стране», - сообщили в Министерства мелиорации и водных ресурсов (ММВР). Одной из основных проблем для эксплуатационных организаций является низкая собираемость платы за услуги по пода-че воды. Сбор за прошлый год составил всего 51%. В целом все сельское хозяйство задолжало ММВР около 280 млнсомони, а министерство, в свою очередь, имеет долги - почти 180 млн - перед «Барки Точик», несмотря на то что за использование электроэнергии ММВР, наряду с «ТАЛКО», пользуется небывалыми льготами (1,5 дирама за кВт•час). По словам министра мелиорации и водных ресурсов РахматаБобокалонова, «рост этих долгов связан с несвоевременной и неполной оплатой услуг по водоснабжению».
Система ждет хозяина
ДОЛГИ появляются там, где нет согласованной работы водников с основными потребителями воды – коллективными и дехканско-фермерскими хозяйствами. Проблему долгов мог бы урегулировать закон «Об ассоциации водопользователей». Хотя закон был принят еще в 2006 году, на деле он до сих пор не работает. По словам начальника от-дела водопользователей ММВР ИсматаЭшмирзоева, еще ни один хукумат – ни областной, ни районный - не отчитался об исполнении закона «Об ассоциации водопользователей» (АВП). «Когда спроса нет, конечно, за-кон выполняется на очень низ-ком уровне», - говорит он. Закон оговаривает, что сбором платы за водообеспечение должна заниматься ассоциация водопользователей, но на самом деле деньги за услугу собирают местные водхозы.
Хозяйства и население не хотят платить за услуги по водоснабжению, так как зачастую воды
нет, ирригация и мелиорация на нуле, вследствие чего и урожай получается невысоким. Дело усугубляет также отношение подразделений ММВР, особенно райводхозов, к созданию АВП. По мнению Эшмирзоева, они этим вопросом абсолютно не занимаются. По закону водхоз и АВП должны быть партнерами, а в действительности оказываются конкурентами в сборе денег. «По идее, - отметил И. Эшмирзоев, - за услуги подачи воды плату должна собирать та организация, на чьем балансе находится ирригационная система».
После реорганизации колхозов и совхозов на их месте появились десятки тысяч дехканско-фермерских хозяйств, в итоге все внутрихозяйственные ирригационные системы (сейчас их называют ирригационными системами 2-го и 3-го уровня) остались бесхозными.
При реформе сельского хозяйства земли были переданы в аренду на 50 лет с последующим наследованием. А ирригационную систему на полях не передавали никому.
АВП как раз и призвана стать хозяином этой сети. АВП по существу – посредник между поставщиком воды и потребителем. Без посредника ни у водхоза, и ни у ДФХ нет времени на составление договоров и другую организационную работу. Дехканин должен работать на земле, водхоз - обеспечить его земли поливной водой, АВП - организовать сбор платы и распределить воду между потребителями.
Чтобы получить хороший урожай на полях, нужно полностью реабилитировать всю ирригационную систему за счет кредитов или инвестпроектов, считает специалист.
«Пока не будут реабилитированы ирригационные системы 2-го и 3-го уровня на полях, об урожае не может быть и речи. Коллекторно-дренажные системы не очищаются 20 лет... Поэтому много неиспользуемых орошаемых земель», - говорит И. Эшмирзоев.
В системе водного хозяйства, кроме долгов перед «Барки Точик», есть еще огромная задолженность по налогам. Но существующую систему с налогами И.Эшмирзоев считает «в корне неверной». «Водхоз еще не собрал долг в размере 280 млнсомони у потребителей, а налоги должен платить. Будет справедливо платить налоги после того, когда платежка пройдет через банк и поступят реальные деньги на счет ММВР. А пока нет денег, аграрный сектор не может платить долги, но министерство все равно вынуждено подавать воду, в противном случае дехканин может остаться без урожая. Пока эти вопросы не решатся, невозможно провести никакую реформу», - уверенИ.Эшмирзоев. Сами же дехкане не очень воодушевлены тем, что, кроме уплаты налогов и оплаты услуг водхоза, им еще нужно содержать и Ассоциацию водопользователей за свой счет…
За что должен платить дехканин?
В СЕЛЬСКОЙ местности, особенно весной и летом, часто происходят конфликты из-за долгов перед водхозными организациями. При этом ремонт и восстановление ирригационных сооружений возложены на плечи народа. Совсем недавно жители кишлака ВахдатТурсунзадевского района выдворили непрошеного гостя – представителя местного водхоза, который приехал со-брать деньги за услуги по водообеспечению. По словам жителей, канал у них не очищается в течение многих лет, он разрушен, и вода вообще не поступает для полива. Водхоз требует платить по тарифам, которые приняты без учета специфики земли, которая давно превратилась в неорошаемую. «В таких случаях, - говорит И. Эшмирзоев, - потребитель должен замерять и принимать воду от того, кто оказывает ему услугу – независимо, АВП это или райводхоз. У него должна быть книга учета. В конце месяца дехканин составляет акт приема-сдачи – а этого документа, к сожалению, сегодня нет у большинства».
Когда нет учета воды, поставщик по норме, утвержден-ной Министерством, списывает на 1 га 10 тыс. кубов воды и требует плату. Дехканин ничего не может предъявить, потому что у него нет документа, подтверждающего, какой объем воды он принял. Если он будет требовать акт приема-сдачи, то он будет платить не за 10 тыс. кубов, а меньше - в зависимости от того, какую культуру он выращивает. Дело в том, что вода, которая подается по государственному каналу на длинные расстояния, постоянно теряется из-за неисправности лотков или разрушения берегов, на расход воды также влияет и фильтрация. Поставщик все эти потери должен минусовать и действовать с учетом коэффициента полезного действия канала. И эти потери не должны ложиться на плечи дехканина или АВП. Ассоциация, в свою очередь, когда принимает воду от поставщика, должна распределять ее между дехканскими хозяйствами с учетом потерь внутрихозяйственной сети. Потому что вода опять будет теряться по внутренним малым арыкам и каналам. Эти потери должны быть учтены в тарифах АВП или в членских взносах ДФХ, которые объединяются в одну ассоциацию. Тогда дехканин будет заинтересован сотрудничать с АВП. Пока этого не делается, ДФХ не будут проявлять инициативу по созданию АВП.
«Когда потребитель воды платит за 10 тыс. кубов по общему тарифу или за 6 тыс. кубов за реально полученную воду, согласитесь, разница ощутимая. С одного гектара можно сэкономить 60 сомони. Если половину этих денег потратить на содержание АВП, то у него остается в кармане еще 30 сомони», - утверждает И. Эшмирзоев. По закону, если поставщик не обеспечивает водой потребителя, он должен возместить ущерб. Но при условии, когда все документы составлены правильно - договоры, особенно с жителями, которые имеют приусадебные участки. В случае повсеместного создания ассоциаций водопользователей за счет членских взносов они могут содержать в исправности каналы, другие гидротехнические сооружения и управление. Но пока ни Министерство мелиорации и водного хозяйства, ни субъекты аграрного сектора не проявляют инициативы по созданию АВП. А это одна из составляющих реформы водного хозяйства республики…