Суд столичного района Сино 20 мая после многочисленных судебных разбирательств вывел из-под ареста 8 недостроенных объектов ООО «Мовароуннахр». Недвижимое имущество компании находилось под арестом более двух лет, около 600 семей - дольщики «Мовароуннахра» скитались по съемным квартирам и добивались справедливости все эти годы.
О том, как теперь компания собирается достраивать здания, когда уже дольщики заселятся в свои квартиры и какие еще существуют проблемы, узнавал корреспондент «АП».
ЗА освобождение недостроенных объектов из-под ареста представители компании и ее вкладчики боролись долгое время. В течение 2 лет и 8 месяцев они закидывали заявлениями и письмами Генеральную прокуратуру, суд столичного района Сино и Верховный суд.
«Вы не поверите, но за эти более чем 2 года мы написали 88 писем во все госструктуры страны, в том числе в Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, Генпрокуратуру, аппарат президента и столичную мэрию, - говорит исполняющий обязанности генерального директора ООО «Мовароуннахр» Турабек Охонов. - Мы просили их обратить внимание на зависшую на долгие годы жилищную проблему 600 дольщиков компании, но нашу просьбу оставляли без внимания и во многих случаях не отвечали на письма. Это и заставило всех нас и особенно самих вкладчиков пойти на крайние меры – написать официальный запрос в столичную мэрию с просьбой разрешить провести митинг. Нам, конечно, отказали в организации митинга у здания парламента страны, но мы получили ответ на отправленное ранее письмо на имя президента страны. Эмомали Рахмон обещал взять под свое наблюдение положительный исход данного дела», - рассказал Охонов.
В поисках инвесторов
СЕГОДНЯ после освобождения из-под ареста 8 объектов компания и вкладчики находятся в поисках инвесторов. Охонов заверяет, что желающих достроить здания много как среди иностранных инвесторов, так и среди местных предпринимателей, поскольку общая сумма имущества компании составляет более $30 млн.
«К нам уже обращались инвесторы из Ирана и Китая, но, к сожалению, когда они хотели заключить сделку нотариально, возникли проблемы. Оказывается, еще 11 ноября 2010 года начальник следственного управления Генеральной прокуратуры Джамшед Сангов отправил нотариусу уведомительное письмо, где требует приостановить все виды заключения сделок, независимо от того, кто является собственником недостроенных объектов компании «Мовароуннахр». В связи с этим мы не смогли заключить с ними договор», - рассказал Охонов.
Однако, по словам уполномоченного представителя дольщиков ООО Бузургмехра Ёрова, согласно статье 116 Уголовно-процессуального кодекса РТ Джамшед Сангов не имел права отправлять это уведомительное письмо. Дело в том, что в ноябре этого же года (2010) начал действовать уже новый УПК, который не дает права органу, ведущему уголовный процесс, налагать арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или материально ответственного лица или запрещать нотариальные действия без согласия генерального прокурора и решения суда о наложении ареста.
«Дело в том, что в 2010 году еще не было постановления суда о наложении ареста на эти недостроенные объекты. И уже 30 апреля 2013 года, не проверив достоверность и законность уведомительного письма Сангова, судебный исполнитель района Сино официально наложил арест на имущества компании. Но почему-то даже после того, как суд столичного района Сино, осознав ошибку, вывел из-под ареста 8 недостроенных объектов, нотариус продолжает держаться за уведомительное письмо Сангова, что вообще бессмысленно. В связи с этим представители компании и ее вкладчики 21 мая обратились к генпрокурору страны и в столичный суд района Сино с просьбой признать уведомительное письмо Сангова недействительным. Если суд примет решение в нашу пользу, то около 100 предпринимателей готовы уже на следующий день заключить сделку с каждым дольщиком и начать работу по достройке объектов», - говорит Ёров.
На вопрос, как все же будет происходить дальнейший процесс реализации этих жилых домов в случае положительного решения суда и как скоро вкладчики смогут поселиться в своих квартирах, Охонов сказал, что для ускорения процесса одновременного достраивания зданий каждый объект будет отдан отдельному инвестору. «Но в первую очередь предприниматели подпишут с каждым дольщиком договор, в котором покупатель обязуется погасить имеющуюся ранее задолженность перед компанией в определенный срок. Далее, из-за того что за эти 2 года 8 месяцев цены на стройматериалы повысились и достройка зданий предпринимателю обойдется дороже, инвестор объявит покупателям новые цены на их квартиры, которые, тем не менее, на 30-40% ниже рыночной цены. Ожидается, что новая цена на квартиры в зависимости от местонахождения здания и от размера общей жилплощади будет иметь разницу всего лишь в $2-3 тыс.», - заверил Охонов.
По его словам, если, например, в 2009 году вкладчик хотел купить у компании «Мовароуннахр» однокомнатную квартиру в районе Гипроземгородка за $23 тыс. и в качестве первоначального взноса дал $15 тыс., то теперь вместо оставшихся 8 тысяч он, с учетом новой цены квартиры, должен выплатить еще примерно $10 тысяч. В итоге теперь однокомнатная квартира обойдется вкладчику в $24-25 тыс.
Ожидается, что таким способом дольщики заселятся в свои квартиры уже к концу года. Но цены на квартиры также будут меняться в зависимости от места нахождения квартиры и размера ее общей жилплощади. Поскольку 8 недостроенных объектов в разных районах города имеют разные цены. Например, на сегодняшний день цена 1 кв. метра на Маяковского стоит $550, на улице Б. Гафурова - от $600 до $650, на улице И.Сомони - $800.
«Но есть также 13 вкладчиков, которые хотят вернуть себе вложенные ими деньги. Поэтому в первую очередь, когда мы начнем сотрудничать с инвесторами, мы попросим их выплатить деньги именно этим вкладчикам, чья общая сумма составляет 3 млн 156 тыс. 364 сомони. После чего предприниматель имеет полное право продать эти квартиры за любую цену. Мы знаем, что такая сделка выгодна как для инвесторов, так и для вкладчиков. Тем более, на всех объектах осталось всего лишь достроить 15-20%. Дома уже практически готовые», - говорит Охонов.
Новая надежда
ДЛЯ Джамили Каримовой, матери четверых детей, заселиться в собственную квартиру за последние 3 года стало мечтой жизни. Еще в 2009 году продав свою однокомнатную квартиру, она вложила деньги в «Мовароуннахр» с надеждой, что сможет в ипотеку приобрести двухкомнатною квартиру.
«У меня четверо детей. У нас была однокомнатная квартира, но нам уже на протяжении нескольких лет было сложно жить в ней. И когда мы с мужем узнали, что существует такая компания, которая может предоставить квартиру в ипотеку, мы с ним решили попробовать приобрести таким способом двухкомнатную квартиру. Поэтому мы продали свою однокомнатную и внесли в качестве первоначального взноса $20 тыс. Мы надеялись, что будем возвращать оставшийся долг по частям, уже проживая в новой квартире. В общем, двухкомнатная квартира на территории Маяковского тогда стоила $32 тыс. Нам эта цена понравилась, поскольку размер жилплощади в ней составлял 72 кв. метров. Но, к сожалению, когда мы продали собственную квартиру и дали деньги компании, мы остались на улице, поскольку через некоторое время задержали главу «Мовароуннахра» Джурабека Охонова. Но все равно мы надеялись на то, что сможем заселиться, поэтому продолжали выплачивать задолженность. В итоге на сегодняшний день мы дали компании $23 тыс. Но мы потеряли больше, поскольку уже с 2009 года живем в съемной квартире и ежемесячно платим по $120. А ведь если бы дали компании закончить свое дело, мы бы так не страдали. Я бы могла эти же $120 ежемесячно откладывать на погашение долга перед компанией. Такой оборот событий нанес большой урон нашему семейному бюджету», - посетовала Д. Каримова.
Но она заверяет, что и сейчас, если новые инвесторы по новым ценам запросят у нее на $3-4 тыс. больше, ее семья готова выплатить такую сумму. Поскольку, по словам вкладчицы, это намного лучше, чем то, что предлагали им еще месяц назад судоисполнители. «Они хотели продать на аукционе наши квартиры, чтобы возместить вкладчикам нанесенный компанией материальный ущерб. Но разве это называется возмещением ущерба, если в итоге на руки мы от них получили бы половину вложенной суммы?» - задается вопросом Каримова.
Поясняя ее слова, руководитель группы акционеров Мамадназар Рахматшоев сказал, что если бы эти объекты были проданы на аукционе, то вкладчики потеряли бы примерно $2 млн 800 тыс. «Этот ущерб они бы понесли за счет того, что с 2006 года до сегодняшнего дня доллар обесценился, - говорит он. - Ведь судоисполнители вернули бы им деньги по тому же старому курсу, когда покупатели вкладывали деньги. Таким образом, по нашим подсчетам, из-за изменения курса доллара вкладчики на каждые $10 тыс. могут потерять более $3 тыс. Смогут ли они сегодня с таким убытком приобрести квартиру за нынешние цены в городе?»
Вот почему, по словам клиентов компании, они не раз просили Верховный суд и Генеральную прокуратуру запретить продажу недостроенных объектов компании «Мовароуннахр» и позволить им за свой счет завершить строительство.
Очередная проблема
ОДНАКО Бузургмехр Ёров утверждает, что, несмотря на освобождение из-под ареста 8 недостроенных объектов, до сих пор есть некоторые проблемы, которые требуют своего немедленного решения. Суд района Сино еще не вывел из-под ареста другое имущество компании, в том числе строительную технику, общая стоимость которой составляет более 20 млн сомони.
«В том числе 8 подъемных кранов, бетонный узел, миксеры и экскаваторы. Следует отметить, что вся техника за последние два года полностью или частично стала непригодной, поскольку зимой и летом она оставалась под открытым небом. Теперь для ее восстановления нам потребуется более 500 тыс. сомони, что также является материальным ущербом для компании», - сказал он.
Ёров надеется на высвобождение из-под ареста этой техники, поскольку в Генпрокуратуре его в этом заверили. Но, по его словам, Верховный суд, куда вкладчики и представители компании еще 6 мая текущего года по просьбе столичного района Сино обратились с заявлением об освобождении из-под ареста этой техники, до сих пор по непонятным причинам не дал ответа. Верховный суд объяснил такое свое действие тем, что у него в распоряжении еще есть время и до 6 июня он объявит о своем решении.
…Между тем, по словам уполномоченного представителя дольщиков ООО Бузургмехра Ёрова, 27 мая советники президента Джумахон Давлатов и Содик Шоназаров в разговоре с ним обещали вкладчикам до 30 мая принять меры в отношении всех, кто до сегодняшнего дня ущемлял права акционеров строительной компании «Мовароуннахр». Однако спустя пару дней сам С. Шоназаров в интервью «АП» заявил, что не давал никаких обещаний. «27 мая я говорил с уполномоченным представителем дольщиков «Мовароуннахра» Ёровым по телефону. И когда он спросил, получали ли мы письмо вкладчиков компании, я ответил, что мы его получили и обязательно ознакомимся с текстом письма. Помимо этого, я им ничего не говорил и не обещал», - сказал Шоназаров.