Недавно назначенный новый генеральный директор авиакомпании «Сомон Эйр» Ллойд ПАКСТОН привез с собой новую команду сотрудников.
С чего он решил начать реформу авиакомпании, и с какими скандалами связывают его имя? Об этом в нашем интервью.
Первые реформы
- В каком состоянии вы получили авиакомпанию?
- Я наблюдал за этой компанией в течение последних 5 лет. Меня удивило отсутствие некоторых департаментов, необходимых для жизнедеятельности авиакомпании такого масштаба. В настоящее время мы занимаемся этим вопросом. Но моя главная цель - это поднять авиакомпанию на международный уровень.
- Какие шаги вы уже предприняли и что еще планируете сделать? Каковы ваши основные цели, задачи?
- Первое, что было сделано, – изменение практики продажи авиабилетов. До недавнего времени часть наших авиабилетов продавались по IT-тарифам (специальный пониженный тариф, который согласовывается между авиакомпанией и агентством по продаже билетов. При оформлении авиабилета в графе "тариф" устанавливается код IT, без указания стоимости, - прим. ред.). Кроме того, все агентства по продаже авиабилетов, а не только избранные, получили доступ к распространению билетов нашей компании.
Второе, налажена дисциплина в работе авиалинии. Сейчас мы изменили систему контроля над провозом сверхнормативного багажа и надеемся на получение прибыли при правильном урегулировании сборов за транспортировку такого груза.
Третье, введен запрет на пересаживание пассажиров, имеющих билет экономкласса, в салон бизнес-класса. Во всем мире дополнительный комфорт оплачивается по более высокой цене. Соответственно, если люди хотят летать бизнес-классом, то и билеты должны покупать бизнес-класса!
- Говорят, вы уволили одну бортпроводницу из-за того, что она пересадила своего знакомого с экономкласса в бизнес-класс. Это правда?
И вообще, как вы относитесь к таджикской ментальности, когда устраивают на работу по знакомству?
Да, такой случай имел место. Это был рейс Дубай–Душанбе, когда пять человек пересели с эконом-класса в бизнес-класс.
До этого я строго-настрого запретил осуществлять такую деятельность, но бортпроводница не послушалась, и об этом стало известно. При просьбе объяснить сложившуюся ситуацию и высказать свое мнение она два раза солгала мне. Я считаю, что бортпроводники несут ответственность за пассажиров во время полета, но в данном случае было невыполнение должностных обязанностей на должном уровне и неоправдание надежды, возложенной на нее авиакомпанией и мной в частности. Конечно, я понимаю, что в каждой стране свой менталитет, и я не могу изменить ментальность людей, но если мы хотим поднять авиакомпанию до международного уровня, то мы должны следовать международным стандартам.
- Но говорят, что это не единичный случай, что вы начали чистку в летном и техническом составе.
- Были поданы четыре письма об увольнении. Одно из них - от сотрудницы, которая планировала переехать в Худжанд. Остальные решили сделать так по собственному желанию. Видимо, они поняли, что не отвечают требованиям, и ушли... Сам же я пока никого не увольнял.
- Также говорят, что вы с собой привезли свою команду. Кто они и чем они будут заниматься?
- Да, приедут иностранцы, которых я попросил. С 16 декабря 2012 года приступил к своим обязанностям технический директор, он британец. У него очень большой опыт работы в этой сфере, и я даже не могу припомнить, на скольких авиалиниях он работал. Я познакомился с ним во время своей работы в «Эйр Астане». В получении сертификатов EASA и IOSA имеется его заслуга, и я надеюсь, что он добьется такого же результата и для «Сомон Эйр».
В середине января приедет летный директор, он американец. У него тоже очень большой опыт работы, он также работал в «Эйр Астане».
До конца января приедет коммерческий директор, он пакистанец. Я нанимал его, когда работал в британской авиакомпании. Сейчас он работает в «Оман Эйр». Я сам был удивлен, что он согласился присоединиться к моей команде, так как в компании, где он сейчас работает, жизнь намного проще.
Но наша авиакомпания нуждается в этих профессионалах, более того, Таджикистан в них нуждается. Нам нужно получить международные сертификаты EASA и IOSA (Программа производственного аудита безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта, которая предназначена для оценки систем эксплуатационного управления и контроля воздушных перевозчиков). Без наличия данных сертификатов мы не можем присоединиться к Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Кроме того, будет новый человек, ответственный за сервис на борту самолета и наземное обслуживание.
«Я люблю дисциплину»
- Как вы вообще попали в компанию? Руководство Минтранса уверяет, что назначение на должность руководителя частной национальной авиакомпании «Сомон Эйр» иностранного менеджера связано с требованием Эксимбанка США. Так ли это?
- Я не знаю, меня пригласила на данную работу HeadHunter - компания, которая занимается подбором персонала. Совет директоров «Сомон Эйр» связался с агентством, и меня попросили приехать в Таджикистан.
- Но почему именно вы? По каким критериям отбирался кандидат?
- Я не знаю, вам нужно спросить у совета директоров. Возможно, им понравился мой предыдущий опыт работы в «Эйр Астане». Они думают, что я смогу сделать то же и в «Сомон Эйр».
- Где вы еще работали?
- До недавнего времени выполнял консалтинговые проекты, в том числе и для Всемирного банка. До этого работал в венгерской компании Malev (национальная авиакомпания Венгрии). «Сомон Эйр» - третья авиакомпания, где я занимаю позицию генерального директора. Немногие могут похвастаться тем, что им удалось поднять авиакомпанию на высокий уровень, я сделал успешной «Эйр Астану». Этой компании больше десяти лет, и она все еще существует, имеет в своем активе 27 самолетов, которые приносят хорошую прибыль. Надеемся, что в будущем нас ждет такая же судьба. Это важно не только для «Сомон Эйр», это очень важно и для Таджикистана. Если бы «Эйр Астаны» не существовало на сегодняшний день, то лицо Казахстана не было б таким, каким оно является сейчас. Мы должны обеспечить правильный имидж для страны. Конечно, будут проблемы на нашем пути, высокие результаты не достигаются легко. Но мы должны сделать это.
- Между тем в Интернете, в серьезных изданиях, ваше имя связывают с двумя скандалами – «Эйр Астана» против вас, вроде как, поднялся весь летный состав, и также при вас, как пишут, обанкротилась венгерская авиакомпания «Малев».
- В Интернете вы можете найти много слухов о людях, но они не всегда являются правдой. Вы можете верить в то, во что вы хотите. У меня очень хорошие отношения почти со всем персоналом в «Эйр Астане». Например, я полтора месяца назад летал в Алматы на свадьбу своей бывшей коллеги. У меня была возможность встретиться с некоторыми людьми, которые работали со мной, я был счастлив видеть их, и они тоже. При встрече некоторые из моих бывших коллег даже расплакались. Поэтому не нужно верить слухам.
Но отмечу, что я люблю дисциплину. И если люди хорошо выполняют свою работу, у них со мной проблем не будет. Но если люди думают, что у них есть право быть устроенными в компании и при этом ничего не делать, то это для меня неприемлемо.
В Казахстане я уволил некоторых, но у меня нет сожалений о тех решениях, которые я принял. Горжусь «Эйр Астаной» и тем, что я для нее сделал, а также некоторыми своими коллегами в этой компании. К примеру, мой исполнительный ассистент сейчас работает вице-президентом, секретарь в финансовом департаменте - сейчас менеджер по работе с бортпроводниками (штат более тысячи человек). Я счастлив, что смог помочь им добиться успеха.
«Малев» была очень хорошей авиакомпанией. Летные, инженерно-технические стандарты и стандарты по обслуживанию пассажиров были на очень хорошем уровне. Но за последние 17 лет своей работы они теряли много денег. Я приехал со своим планом, чтобы им помочь, но владельцы компании ничего не понимали в авиации, они не захотели прислушаться к моим рекомендациям. В частности, я советовал сократить количество самолетов - на тот момент они имели 30 бортов, - сократить рейсы в убыточных направлениях, попросил у них деньги на выходное пособие некоторым сотрудникам, но они отказались. Они думали, что у них 3 тысячи работников, а на самом деле штат был раздут до 4 тысяч.
В результате мне не позволили применить предлагаемые мною действия, и после трех месяцев такой работы я решил уволиться. Они еще пять лет пытались что-то сделать, но, к сожалению, 3 февраля этого года компания объявила себя банкротом. И теперь весь ее 4-тысячный персонал остался без работы, а Венгрия не имеет национального перевозчика.
Планы на будущее
- Какие, на ваш взгляд, основные проблемы таджикской авиации в целом? Когда мы сможем войти, например, в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IАТА) и полностью отвечать требованиям конвенции Международной ассоциации воздушного транспорта (ICAO)?
- Вы должны понимать, что это две разные сферы. IATA - это Международная ассоциация воздушного транспорта по работе с авиакомпаниями, а ICAO – Международная организация гражданской авиации по работе с правительственными органами. ICAO напрямую сотрудничает с Министерством транспорта, представляет свои рекомендации и стандарты, далее они должны быть направлены в правительство, а уже оттуда поступает директива в авиакомпании. Для того чтобы стать членом IATA, нужно иметь сертификат IOSA. В настоящее время мы не можем присоединиться к ним, но надеемся, что в скором будущем это станет возможным.
- Сейчас в авиапарке «Сомон Эйр» 6 боингов. На какие средства они были приобретены? Под какие проценты, на каких условиях?
- Это частная авиакомпания, и в любом случае такая информация не разглашается для всеобщего сведения ни одной авиакомпанией.
- Собирается ли «Сомон Эйр» пополнять свой авиапарк?
- В настоящее время нет необходимости в увеличении количества самолетов, планируем использовать существующие активы надлежащим образом. В будущем возможно использование маленьких турбовинтовых самолетов на короткие расстояния, на некоторых региональных и внутренних направлениях.
- Почему иногда во время рейса во Франкфурт самолет делает посадку в Ашхабаде для дозаправки и пассажиров уведомляют об этом только после взлета самолета? Причем посадка в Ашхабаде довольно долгая…
- Наши полеты в г. Франкфурт осуществляются без дозаправки, и я не слышал, чтобы самолеты делали посадку в г. Ашхабаде. Но в случае, если в Душанбе сложится ситуация с нехваткой авиатоплива, то, конечно, будет необходима дополнительная остановка в другом городе для заправки самолета.
- Какова профессиональная подготовка кадров? Какие пилотные удостоверения признаются в вашей авиакомпании? Например, сейчас многие авиакомпании довольствуются тем, что их пилоты проходят лишь курсы, без специального многолетнего обучения.
- Наши пилоты имеют хороший опыт работы, они прошли все необходимые тренинги по управлению воздушными судами. Ни одна авиакомпания не будет, да и не должна использовать пилотов после таких краткосрочных курсов.
- Что вы можете уже сейчас пообещать своим пассажирам? Новые авиасообщения, уровень обслуживания?
- На сегодняшний день все наши усилия в первую очередь должны быть направлены на достижение компанией «Сомон Эйр» сертификации EASA, IOSA и международных стандартов.
Также хотел бы произвести замену всей фурнитуры и других принадлежностей на борту наших самолетов (столовые принадлежности, белье и т.п.), организовать дополнительные тренинги для бортпроводников в целях улучшения качества обслуживания пассажиров. Я считаю, что это может и должно быть достигнуто на благо наших пассажиров и для Таджикистана.