Таджикистану угрожает долговой кризис, который выражается не только в том, что республика не способна своевременно вернуть долги, но и давлением, которое может оказать внешний долг на государственный бюджет страны, считает заведующий отделом Института экономики и демографии Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор Ходжамахмад Умаров.
«Из года в год растет объем внешнего долга, который становится угрозой для решения важнейших проблем социального развития республики, - сказал Умаров. - По мере роста объема заимствований мы вынуждены ежегодно увеличивать размер бюджетных средств, предназначенных для погашения долговых обязательств, в то время как практически во всех социальных сферах чувствуется острый дефицит ресурсов».
По мнению профессора, правительству страны необходимо серьезно задуматься над снижением размера внешнего долга и увеличением объема прямых иностранных инвестиций, и, тем самым, сократить долговую нагрузку. «Средства заимствований тоже в конечном итоге уходят на инвестирование, однако их нужно будет к определенному времени вернуть с процентами, - отметил он. - Инвестиции же превращаются в капитал, который навсегда остается на территории республики».
Пока же, считает Умаров, правительство республики «вынуждено обращаться к долгам, так как в течение многих лет не может создать благоприятную инвестиционную среду». «Республика у нас вдребезги коррумпированная, и, естественно, никто не захочет вкладывать свои средства в экономику таких стран», - сказал он.
Он подчеркнул, что коррумпированные страны обычно становятся жертвами богатых стран, которые стремятся удовлетворить свои геополитические амбиции. «В нашем случае - это Китай, к которому мы каждый раз обращаемся с просьбой предоставить кредиты, и который, думаю, никогда нам не откажет, - пояснил он. - Однако постепенно мы будем вынуждены соглашаться на все условия, которые нам будет предъявлять эта страна».
Таким образом, убежден профессор, у Таджикистана могут возникнуть проблемы, связанные не только с обеспечением экономической, но и национальной безопасности. «Может власти страны думают, что китайцы когда-нибудь нам простят нам эти долги. Однако долги могут простить в лучшем случае международные финансовые организации, и то с натяжкой. Но отдельные страны просто так прощать долги не будут. В конечном итоге, страны-кредиторы могут предъявить Таджикистану требования, которые могут идти в ущерб национальной безопасности и территориальной целостности республики. Например, КНР может в один момент потребовать у нас взамен долгов новые территории, тем более, что у этой страны всегда были к Таджикистану территориальные претензии», - говорит Умаров.
Напомним, в минувшую среду нижняя палата парламента приняла Программу государственных внешних заимствований на 2013-2015 годы, представленную министерством финансов республики. Согласно данной программе, Таджикистан до 2015 года намерен привлечь внешние кредиты в размере $555,5 млн. На данный момент внешний долг республики составляет примерно $2 млрд. 185 млн. На начало этого года его объем составлял $2 млрд. 124 млн. В начале же 2011 года эта сумма не превышала $1 млрд. 942,8 млн.
Глава миссии Международного валютного фонда по Таджикистану Джонатан Данн недавно призвал правительство Таджикистана планировать расходование средств и привлечение заимствований на среднесрочную перспективу, заявив, что «существует риск возникновения долгового кризиса».
«Когда мы говорим о критической ситуации с внешним долгом, мы исходим из целого ряда показателей, - пояснил он. - Если посмотреть на такой показатель, как расходы на обслуживание долга от экспорта, то в случае с Таджикистаном это высокий коэффициент. Это как раз создает тот риск, о котором мы говорим», - сказал Данн две недели назад в Душанбе на пресс-конференции по итогам очередной миссии Фонда.