В «Таджик Эйр» опять изменения – в компании назначен новый гендиректор. С ним появились и новые надежды на улучшение работы национального перевозчика. Но сбудутся ли они?
В МИНУВШИЙ понедельник постановлением правительства с должности гендиректора «Таджик Эйр» был снят Музаффар Исоков - в связи с переходом на другую работу. Вместо него компанию возглавил Фируз Хамроев, ранее занимавший должность замминистра транспорта.
Как это было и ранее, назначение нового руководителя сопровождается надеждами на улучшение работы национального перевозчика, который уже который год подвергается критике.
Не критикует компанию, наверное, только ленивый. Несколько лет назад на имя президента страны поступила даже жалоба от представителей дипмиссий. Тогда было решено заменить авиатора на менеджера. Так пришел Хокимшо Тиллоев. Но при менеджерском – читай: хирургическом - вмешательстве были снижены объемы перевозок на внешних линиях и произошло почти полное их сокращение, до незначительного количества, на внутренних линиях, что вызывало недовольство летного состава. Из компании стали уходить специалисты. С другой стороны, начала решаться проблема долгов.
Одновременно началась реализации плана по реструктуризации компании. Необходимость реструктуризации была в том, чтобы создать равные условия для всех участников авиационного рынка. На подходе была первая частная авиакомпания «Сомон Эйр». В начале 2008 года «Сомон Эйр» осуществила свой первый полет. На сегодня компания уже обладает 6 новыми Боингами. «Таджик Эйр» же в рамках той самой реструктуризации была разделена на 8 отдельных предприятий. Отдельными ведомствами стали международные аэропорты – в Душанбе, Худжанде, Кулябе и Курган-Тюбе. Хорогский аэропорт и другие аэропорты, имеющие статус республиканских, переданы на баланс местных администраций.
Помимо этого, появились также ОАО «Топливно-заправочная компания», ГУП «Таджикаэронавигация» и ГУП «Бортпитание».
Сама компания предполагала наличие авиапарка и экипажа. В наследство компании остался старый авиапарк. Периодически компания брала самолеты в лизинг, но на краткосрочной основе. Однако после реструктуризации у компании появились новые долги, уже за аэропортовые и аэронавигационные услуги, которые она раньше получала бесплатно. Отдельные сложности возникли у компании с приобретением топлива. В прошлом году глава «Таджик Эйр» Музаффар Исоков даже говорил о том, что компания будет заправляться в Казахстане, так как это обходится дешевле, чем в Таджикистане.
Несмотря на все кадровые и технические реформы в компании, которые вроде как проводятся в течение последних лет, проблемы у авиакомпании по большому счету никак не меняются. В первую очередь, потребители все еще остаются недовольными качеством услуг и сервиса компании. С другой стороны, национальный перевозчик продолжает испытывать внутренние проблемы. Так, например, все чаще звучит критика и недовольство со стороны сотрудников «Таджик Эйр». Остаются долги, правда, о цифрах пока умалчивают. И все это опять заставляет задаться вопросом: что делать с «Таджик Эйр»? Сможет ли новое руководство поднять компанию?
Нужна приватизация
ПО мнению одного из бывших руководителей компании, было бы лучше, если бы компанию возглавил человек не авиационного профиля - на этой должности должен быть менеджер.
Но при этом наш источник считает, что лучшей долей для компании была бы ее приватизация, так как ее статус государственной компании никаких привилегий ей не дает и даже не может защитить от не совсем здоровой конкуренции, которая наблюдается в авиационном секторе.
- «Таджик Эйр» считается государственной компанией, тем не менее особой поддержки от государства у нее нет. Напротив, она платит большие налоги в бюджет, она не получает финансовой поддержки при получении лизинга, - говорит он. - То есть фактически никаких преимуществ она не имеет. Так же как и не имеет какой-то неформальной поддержки от государства.
Аналогичное мнение высказал другой бывший работник отрасли авиации. По его мнению, новый гендиректор компании сможет создать лучшие условия для работников, но в целом для вытягивания компании из застоя он «слишком мягок, в то время как с такими конкурентами нужно быть хищником».
При этом наш источник тоже выступает за приватизацию компании. По его словам, после реструктуризации все для этого готово. По его словам, не исключено, что изначально идея о реструктуризации была подана теми, кто заинтересован в приватизации этого объекта, только вот руководство страны никак не пойдет на этот шаг.
История правления
ИСТОРИЮ компании можно разделить на периоды руководства авиаторов и менеджеров.
Так, первым руководителем независимой таджикской авиакомпании был Мирзо Мастонгулов, который возглавлял ее 10 лет. Этот период для авиакомпании был самой тяжелой вехой в истории таджикской авиации, с одной стороны, и успешной, с другой. С 92-го по 1995 год авиакомпания открыла рейсы на юг, юго-восток, юго-запад, запад, в Турцию, Германию, Таиланд, Индию, Китай, Корею, Афганистан, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Сирию, Иран и т.д.
Успехи Мастонгулова в отрасли авиации связывают с тем, что он не допускал туда случайных людей и смог удержать профессионалов. Его работа в «Сомон Эйр» тоже отличалась этим принципом.
Сам Мастонгулов о своем уходе из государственной компании говорил: «Мне пришлось уйти, пришли непрофессионалы…»
После него компанию возглавил Шодимат Мирзоалимов, который до назначения работал в отделе транспорта в аппарате президента. Авиатором не был. Три года его руководства прошли довольно успешно, во многом благодаря уже налаженной до его прихода работе. По мнению работников авиакомпании, при Мирзоалимове была хорошая дисциплина и оставшиеся в наследство профессиональные замы. Ш. Мирзоалимов был уволен летом 2003 года за некомпетентность, после того как его заместители отправили письмо с соответствующей просьбой на имя президента. В нем же они просили назначить на место гендиректора авиационного специалиста.
Тогда пришел Мирзо Анваров, бывший при Мирзоалимове директором Душанбинского аэропорта, а до 2001 года - работником ДОСААФ. Главным недостатком Анварова называют его слабохарактерность. «Он не был готов. Ему не хватило административного опыта, - говорят о нем его коллеги. – К тому же большую роль сыграло неправильное назначение замов».
Считается, что именно во время руководства Анварова произошел сильный финансовый спад авиакомпании. Более того, у компании появились долги. Снят с должности М. Анваров был на заседании правительства в конце января 2006 года. Вместе с ним кресло потерял и его первый зам – Рустам Халиков.
При решении, кого же теперь назначить в руководители авиакомпании, вновь пошли по старому пути. Решили во главе ставить не профессионализм, а менеджмент. Так в ГУАП пришел Хокимшо Тиллоев - бывший замминистра по госдоходам и сборам.
Тиллоев руководил компанией с 2006 по 2008 год. Оценка работы Тиллоева является неоднозначной. Несмотря на то что при своей работе он также часто подвергался критике, сегодня о нем можно услышать, что ему удалось тогда сократить долги авиакомпании. При этом кто-то из экспертов даже считает, что, по итогам работы, после Мастонгулова Тиллоев лучше всех проявил себя на этой должности.
В ноябре 2008 года Тиллоев был снят с должности, и на его место был назначен Алимурод Махмадалиев, который до этого занимал должность первого замдиректора Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией. Ничем примечательным не выделился. Эксперты считают, что при нем больше происходило карьерное продвижение тех или иных людей, а в целом в работу компании он ничего существенного не внес.
В январе 2011-го Махмадалиева сменил Музаффар Исоков, который уже имел опыт работы в отрасли авиации, так как был до этого руководителем «Сомон Эйр». Период его работы запомнился судебными разбирательствами работников компании, которые были им уволены, а также официальным заявлением летного состава компании о недоверии к нему. Также в СМИ было опубликовано открытое письмом общественности, которая выражала недовольство услугами и качеством работы компании. И вот, проработав чуть менее двух лет, он был снят с должности…