Центробанк России заявил, что законодательство этой страны не противоречит подключению платежных систем, обеспечивающих переводы, к процессинговому центру Нацбанка Таджикистана.
Ранее некоторые из платежных систем посетовали на то, что законы России не позволяют им подключиться к обновленной системе денежных переводов Таджикистана.
Национальный процессинговый центр (НПЦ) при Нацбанке Таджикистана по переводу денежных средств заработал с 3 декабря 2019. Это означает, что все трансграничные переводы, в том числе из России, будут идти только через него, и НБТ возьмет их под свой контроль. В финансовом регуляторе разъяснили, что власти таким образом якобы хотят предотвратить отмывание денег и обезопасить местные банки и население от невозвращения денег, выданных платежными системами.
На сегодняшний день к НПЦ подключились две платежные системы - "Юнистрим" и "Контакт". В главном финансовом регуляторе сообщили 9 декабря, что в ближайшее время к процессинговому центру будет подключен также Western Union, но компания пока не подтвердила и не опровегла данное заявление.
Пресс-служба Центрального банка России ответил на письменный запрос Радио Озоди: «Российское законодательство допускает подключение платежных систем, которые осуществляют трансграничные денежные переводы, к процессинговому центру Нацбанка Таджикистана. Для этого нет необходимости вносить изменения в Федеральный закон № 161».
Речь идет о федеральном законе «О нацинальной платежной системе», который, по данным некоторых платежных систем, противоречит требованиям Нацбанка Таджикистана для подключения к процессинговому центру.
В частности, в пресс-службе платежной системы «Золотая корона», на которую еще неделю назад приходилось 82% всех переводов из России в Таджикистан, сообщили Радио Озоди, что условия деятельности, выдвинутые Нацбанком РТ, противоречат федеральному закону №161.
По словам администраторов этой системы, согласно закону, расчетным центром может выступать только банк или финансовое учреждение, расположенное на территории России, и которое имеет лицензию Центрального банка России. Однако согласно требованиям Национального банка Таджикистана, системы денежных переводов должны открыть счет в Национальном банке Таджикистана и перевести туда сумму, равную месячному объему переводов. Эти требования являются основной причиной разногласий между Национальным банком и некоторыми российскими системами денежных переводов.
Мария Михайлова, председатель Национальной платежной ассоциации России, в которую входят системы денежных переводов, сказала, что те компании, которые приняли требования Национального банка Таджикистана и подключились к процессинговому центру, рискуют нарушить российское законодательство.
«Согласно закону о платежной системе, в качестве расчетного центра может использоваться только банк, расположенный в Российской Федерации. По новым правилам, таким расчетным центром фактически выступает Нацбанк Таджикистана, что противоречит российскому законодательству», - говорит Михайлова.
Однако Центробанк России официально объявил, что подключение систем денежных переводов к процессинговому центру Таджикистана не противоречит законодательству этой страны.
На сегодняшний день к НПЦ подключены только две российские системы - Unistream и Contact. «Золотая корона», крупнейшая система денежных переводов в Таджикистане, которая утверждала, что требования Таджикистана противоречат российским законам, фактически прекратила работу в Таджикистане.
Пресс-служба Нацбанка Таджикистана 4 декабря сообщила, что в настоящее время только две системы денежных переводов "Юнистрим" и Contact имеют официальное разрешение на работу в стране. Вскоре к ним подключится и Western Union, заверили в Нацбанке. Новые правила Нацбанка обеспокоили многих таджикистанцев, которые живут за счет денежных переводов трудовых мигрантов.
Руководство Нацбанка сообщает, что главная цель создания НПЦ - предотвратить отмывание денег и обезопасить население, прежде всего, трудовых мигрантов, от невозвращения денег, выданных платежными системами. Однако некоторые эксперты ставят под сомнение саму цель решения. Они говорят, что Национальный банк, очевидно, собирается присоединиться или полностью монополизировать основной рынок денежных переводов, через который только за последние 9 месяцев было отправлено из России в Таджикистан 2,5 миллиарда долларов.