«Когда Таджикистан станет членом Евразийского экономического союза?» - этот вопрос каждый день задают Радио Озоди наши читатели. Эти же вопросы остро обсуждают пользователи социальных сетей. Почему часть граждан желает, чтобы Таджикистан вступил в ЕАЭС?
Большинство тех людей, которые интересуются присоединением страны к этому экономическому блоку, являются трудовыми мигрантами. Они надеятся, что с вступлением Таджикистана в этот пророссийский союз, их жизнь в России станет лучше и они смогут работать без разрешения на работу и патентов.
Маруфджон Солехов, таджикский строитель в Москве, сказал, что если Таджикистан станет членом ЕАЭС, то он и десятки его коллег «не будут ежемесячно платить по 5 тыс рублей за патент». И он задается вопросом, почему Таджикистан не вошёл в этот союз, чтобы облегчить жизнь многим тысячам таджикских граждан, работающим в России?
Устав Евразийского экономического союза, очередного проекта Кремля, обещает предоставить на территории союза свободное хождение товаров и услуг, свободное перемещение капитала и свободную миграцию трудовых ресурсов.
Однако что происходит в действительности? В какой степени в государствах-членах ЕАЭС ощущают эти свободы и какие выгоды они получили от членства в этой организации?
Кыргызстан, сосед Таджикистана, с таким же уровнем экономики, вступил в ЕАЭС в 2015 году. Искандар Шаршиев, экономист и аналитик из Кыргызстана, в беседе с Радио Озоди 14 октября сказал, что из четырёх свобод, обещанных Россией перед вступлением Кыргызстана в союз, его страна в полной мере не получила ни одну.
По его словам, послабления, обещанные Россией в части трудовых мигрантов, «как качели: то в сторону ужесточения контроля, то в сторону смягчения условий труда».
«Прямо перед вступлением Кыргызстана в ЕАЭС Россия ужесточила правила пребывания кыргызских трудовых мигрантов. После того, как мы вступили в союз, стало немного легче. Однако по истечении некоторого времени был увеличен налог на работодателей, предоставлявших работу для кыргызов. Из-за этого большинство работодателей в целях избежания больших налогов берут кыргызов на работу неофициально, и они, эти мигранты, также вынуждены работать нелегально», - пояснил нам Шаршиев.
Кыргызский эксперт говорит, что Россия до настоящего времени использует трудовую миграцию как козырь для давления на Кыргызстан, усиливая миграционный контроль для достижения своих целей или ослабляя его.
Ещё одним из обещаний ЕАЭС было выделение 100 млн долларов на проведение сертификации в Кыргызстане. Было принято решение, что Кыргызстан на выделенные деньги должен сертифицировать все товары и услуги, для того, чтобы обеспечить свободное вхождение кыргызских товаров на рынок ЕАЭС.
Один из членов правительственной комиссии по изучению вопросов вступления Таджикистана в ЕАЭС на условиях анонимности сказал, что действительно нормативные акты, принятые на пространстве Союза, не выполняются, и сильные государства в союзе действуют, исходя из политической конъюнктуры и собственных интересов.
«Например, в Уставе Союза в части трудовой миграции указано, что если гражданин одной страны не сможет в течение 30 дней трудоустроиться на территории другого государства, он должен покинуть территорию этого государства. То есть, опять установлены препятствия. Не все ведь наши граждане смогут найти себе за месяц работу по душе, подписать трудовой договор. Опять будут препятствия у них с трудоустройством» - отметил этот собеседник.
По его словам, изучение опыта таких членов ЕАЭС как Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан показало, что свободное передвижение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов на пространстве ЕАЭС в полной мере не обеспечивается и остаётся на уровне деклараций.
Россия с 2014 года со времени создания ЕАЭС постоянно агитирует таджикские власти к вступлению в этот Союз. Это экономическое объединение, в которое первоначально вошли три государства - Россия, Белоруссия и Казахстан, в 2015 году приняло в свои ряды Армению и Кыргызстан.
По словам Шаршиева, это обещание также осталось невыполненным и товары, произведённые в Кыргызстане, из-за отсутствия сертификата, не могут пересечь границы ЕАЭС.
Еще одним из обещаний было свободное перемещение услуг. «Но в действительности мы видим, как Россия не признаёт выданные в Кыргызстане водительские права, и люди вынуждены вновь сдавать экзамены и только после получения российских прав заниматься перевозкой грузов или пассажиров»,- отметил эксперт.
По его словам, и другие обещания союза не выполняются. Но самое важное заключается в том, что доход от таможенных поступлений после вступления в ЕАЭС в Кыргызстане уменьшился на 40%.
«Пока Кыргызстан не был членом союза, каждый год в бюджет поступало от 34 до 40 млрд сомов, однако после вступления в ЕАЭС поступления уменьшились почти наполовину и сейчас в бюджет по этой статье поступает всего лишь от 14 до 20 млрд сомов», - говорит Шаршиев.