После объявления о том, что шведско-финская корпорация TeliaSonera, которая работает в Таджикистане под брендом Tcell, намерена продать акции своих сотовых операторов в странах СНГ, представители компании нанесли визит в Душанбе. В ходе своего визита они также встретились с журналистами местных изданий и ответили на их вопросы.
- Расскажите о целях своего визита в Таджикистан.
Эрик Халлберг, президент TeliaSonera Eurasia: Мы как можно чаще стараемся приезжать в те страны, куда вложили свои инвестиции, чтобы на месте оценить, как все работает и как идет развитие компании. Кроме того, мы стараемся поддерживать тесный контакт с командой, которая состоит из местных специалистов.
- Почему вдруг было принято решение покинуть Таджикистан?
- Мы достаточное время и в достаточном объеме вкладывали здесь свои инвестиции для развития технологий на местном рынке, запустили связь 3G, 4G, а также оптико- волоконную связь. Мы для себя видим прогресс, и хотим сказать, что на этом рынке у нас очень хороший результат. И как инвесторы мы приняли решение покинуть не только Таджикистан, но и пять других стран Евразии, а также Непал. Это решение никак не связано с вашей страной конкретно или с существующим бизнес-климатом. Я даже хочу добавить, что Таджикистан обладает богатым потенциалом, хотя есть и свои сложности. Да, сменится владелец части акций, но для наших абонентов ничего не изменится. Мы здесь имеем очень сильную управленческую команду, и до тех пор, пока мы будем оставаться инвесторами, мы будем поддерживать эту команду.
- Какую компанию вы рассматриваете в качестве потенциального покупателя контрольного пакета акций Tcell?
- Мы пока только объявили о своем решении, сейчас у потенциального покупателя есть возможность заявить о своей заинтересованности. Но пока переговоры ни с кем не ведутся.
- Как вы оцениваете развитие Таджикистана?
- Это очень тонкий вопрос. Мы считаем, что каждая страна должна решать свои внутренние вопросы самостоятельно. Конечно, регулярно мы ведем мониторинг развития ситуации в стране, отслеживаем, что происходит. Но мы хотим сказать, что наше решение не было основано на развитии ситуации в Таджикистане. Мы меняем фокус [внимания] на другие страны, где работает группа TeliaSonera. Каждая страна проходит этапы своего развития. Некоторые страны проходят проще, некоторые сложнее. Но я верю, что Таджикистан тоже достигнет позитивного развития в будущем.
- Связано ли решение TeliaSonera покинуть этот рынок со скандалами в Узбекистане, в которых была также замешана дочь президента Гульнара Каримова?
- Нам и раньше задавались подобные вопросы, но я хочу еще раз подчеркнуть: наше решение не связано со скандалами, о которых вы говорите.
- В Таджикистане телекоммуникационные компании, в том числе Tcell, применяют практику блокировки веб-ресурсов, в том числе социальных сетей. Как вы можете это прокомментировать?
- Это, конечно, имеет определённое воздействие, особенно если это распространяется на обычного пользователя, который не может получить доступ к информации. Поскольку мы верим в право доступа к информации, конечно, это воздействует. Это также касается и того, когда клиенты не могут получить те услуги, которые мы им предоставляем. Но еще раз хочу подчеркнуть, что наше решение с этим никак не связано. Я, наоборот, хочу сказать, что Tcell, как и другие компании мобильной и интернет-связи, играет важную роль в развитии страны. Мы считаем, что тот потенциал, который у нас есть, также будет играть большую роль в использовании социальных медиа, что важно для развития страны. Но если в стране принимается решение о блокировании определенных сайтов, то это решение исходит от властей, а не от компаний.
- Tcell не раз отключала услугу смс, и каждый раз у операторов был один ответ: технические проблемы. О каких технических проблемах идет речь? И почему тогда о них никто не уведомляет своих клиентов?
Миндаугас Убартас, генеральный директор Tcell: Мы живем в стране, где есть свой климат и правовая среда, и мы должны соблюдать правила и существующее законодательство этой страны. Я также считаю, что право на свободу слова, доступ к информации являются неотъемлемыми правами человека. И в Таджикистане эти права регулируются населением, которое избирает парламент, который, в свою очередь, принимает законы. Мы просто работаем в рамках законов вашей страны. Есть законы, и мы должны их соблюдать.
- Но почему вы не уведомляете об отключении услуг своих абонентов?
- Если бы был человек, который мог предвидеть будущее, то у нас не было бы сентябрьских событий, мы бы могли избежать того, что произошло в Рамитском ущелье. Но такого человека нет. И поэтому вопрос о заблаговременном уведомлении не стоит. И наши операторы в таких случаях не говорят, что это технические проблемы. Ответ call-центра звучит так: «Услуга недоступна по независящим от нас причинам».
- То есть блокировка или отключение услуг – это распоряжение властей?
- Я хочу вам просто сказать: читайте законодательство Таджикистана и делайте свой выбор на следующих выборах.
- В СМИ Швеции вашу компанию не раз обвиняли в том, что вы поддерживаете диктаторские режимы, блокируете связь по их требованию, прослушиваете телефоны. Как вы можете прокомментировать это?
Питер Борсос, вице-президент TeliaSonera: Я не припоминаю того, о чем вы говорите. Но в нашей политике есть очень важное правило, которое распространяется на все рынки, где мы работаем, и Таджикистан не исключение, - мы всегда работаем в соответствии с местным законодательством. В Швеции, в странах Европы и во многих других странах телекоммуникации предоставляют собою очень важную инфраструктуру, в которую правительство иногда вмешивается. Но наше основное правило – мы работаем в соответствии с законодательствами стран, где мы присутствуем.