По данным Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения РТ, более 42 тыс. человек покинули Таджикистан в июле этого года в поисках работы, что на 11,8% меньше по сравнению с показателем июля прошлого года.
Реформа и мигрант
Власти Таджикистана заявляют, что аграрная реформа стала одним из основных факторов снижения уровня трудовой миграции в Таджикистане. Например, глава Согдийской области Абдурахмон Кодири связывает это с тем, что многие люди в его области получили земельные участки.
Однако эксперты не согласны с такими заявлениями и считают, что аграрная реформа способствовала единичным людям найти кусок хлеба на родине, а не привела к массовому обеспечению сельских жителей работой.
Земельная реформа началась в 1995 году, когда первые 75 тысяч гектаров земли были розданы крестьянам в аренду и бывшие колхозы начали реорганизовывать в частные фермерские хозяйства.
В итоге большая часть населения - бывшие колхозники - осталась без земли и, соответственно, без работы. Это и вынудило их искать работу в России.
Сотрудник Центра стратегических исследований при президенте РТ Сайидо Назаров отмечает, что снижение потока мигрантов связано прежде всего с кризисом в экономике России и ужесточением правил для мигрантов. И заявлять о том, что именно аграрная реформа или какая-либо другая программа по созданию рабочих мест в РТ повлияла на этот поток, преждевременно.
По словам специалиста, сейчас мигрантам трудно найти работу в России. Власти сквозь пальцы смотрят на проблему нарушения их прав, имеют место разные незаконные поборы, в результате которых мигранты лишаются больше половины заработанного, это зачастую вынуждает их вернуться на родину. Многие наши мигранты из-за нарушения режима пребывания подвергаются депортации. Так как у нас страна аграрная, возвратившиеся работники волей-неволей вынуждены заниматься земледелием, так как другой работы в селах практически нет.
«Аграрная реформа – это теория, а на практике может произойти совсем другое. Один из путей обеспечения мигрантов работой – продолжать эту же аграрную реформу, которая заключается в урбанизации сел, создавать в крупных сельских центрах городскую инфраструктуру», - уверен С. Назаров.
«Общее – ничье, частное – мое»
Как известно, в селах народ живет за счет собственного хозяйства. Однако мало кто достигает успеха в домашнем хозяйстве, создавая на своем огороде теплицы, или разводя пчел, или содержа скот и реализуя мясо и молоко.
Небольшая группа занимается земледелием, взяв в аренду землю у местных землевладельцев. Успешных фермеров мало. По существу, на обеспечение работой всего населения эти хозяйства мало влияют, они нанимают работников только в сезон уборки урожая. Огромный поток сельчан едет в Россию работать на строительстве или в сельском хозяйстве. В этом году, например, наш собеседник Алишер не выезжал на заработки. Он всегда работал сезонно на полях то Волгограда, то Астрахани. С апреля по декабрь он зарабатывал примерно 2-3 тыс. долларов. Но с прошлого года ситуация изменилась. Во-первых, трудно стало с документацией; во-вторых, те хозяйства, в которых он работал, оказались в кризисе и не могли оплатить наемный труд. Когда мы у него спросили: «Если вам дадут 1 га земли, останетесь в Таджикистане?», он ответил: «Я никуда не собираюсь, выезжал сезонно. А гектар земли я не возьму, у меня просто нет таких денег, чтобы ее возделывать».
Несмотря на все сказанное, отношение сельского населения к аграрной реформе положительное. Семья Муродовых в Шахринаве имеет земельный надел площадью чуть больше 1 га. У отца семейства 6 сыновей, они никогда не ездили в трудовую миграцию. «Получаем два урожая ежегодно, вовремя платим налоги и оплачиваем услуги водного хозяйства. Сеем то, что хотим – пшеницу, кукурузу, а для получения второго урожая – овощи и бобовые. В этом году мы запаслись 50 мешками пшеницы. Также держим скот».
По мнению Муродова, аграрную реформу нужно продолжать.
Совсем другая ситуация с молодыми людьми, у которых совсем нет земли и нет денег на ее аренду и на приобретение техники и химикатов для обработки земли.
В такой ситуации аграрная реформа, которая продолжается, никак не может стать причиной снижения потока трудовой миграции, говорят эксперты.
Как создать работу на селе?
Аминджон Одинаев, замначальника управления по вопросам отраслевого сектора и предпринимательства ЦСИ РТ, рассказал о путях создания рабочих мест в сельской местности: «Для создания рабочих мест прежде всего нужно организовать переработку сельхозпродукции на местах. Например, мы в республике используем примерно 10 процентов мощностей хлопкоперерабатывающих предприятий. Они не имеют достаточно средств для того, чтобы закупать впрок хлопок у местных производителей».
Текущая цена фьючерсного контракта на хлопок с поставкой в октябре 2015 года составила чуть выше 1300 долларов США, при этом зарубежные фирмы закупают хлопок у дехкан Таджикистана по 400-500 долларов. При урожайности 15-20 ц с 1 га это нерентабельно.
Кожа и шерсть вообще не перерабатываются и вывозятся за рубеж в виде сырья. «Государство должно заботиться о том, чтобы в сельской местности организовать полный цикл переработки всей сельхозпродукции и связанный с ним рынок услуг, в результате чего могут быть созданы новые рабочие места», - рекомендует специалист, который занимается исследованием этой темы.
По словам Одинаева, применение новых технологий в сельхозсекторе приводит к сокращению затраты труда и средств. «Раньше в колхозах для выращивания хлопка требовалось выполнить 18 операций, при современных условиях хлопкоробы удовлетворяются 5-6 операциями. Как результат, сокращаются рабочие места. Компенсировать этот пробел может развитие сферы услуг и переработки сельхозпродукции, однако это происходит медленными темпами».
Экономист Ходжимухаммад Умаров также считает, что единственным путем создания новых рабочих мест является создание промышленных предприятий в сельской местности. «Земли у нас мало, и на всех ее не хватает», - объяснил он.
Программа аграрной реформы в числе прочих предусматривает и такие пункты, как усиление реорганизации аграрного сектора, чтобы она способствовала возникновению новых рабочих мест, развитие мелкого предпринимательства, в частности в сфере переработки продукции сельского хозяйства.
«Однако пока рано говорить об успехах, реформа движется черепашьими шагами. А народ не может ждать – ему нужен хлеб. Вот и держим путь на трудовой фронт – не смотря ни на что», - заявляют мигранты.
Миграция отрицает успехи реформы
В ежемесячном отчете Министерства экономического развития и торговли РТ «Мониторинг и ранее оповещение в Таджикистане» со ссылкой на Миграционную службу страны отмечается: «Снижение уровня трудовой миграции обусловлено въездом в Российскую Федерацию с 1 января 2015 года по заграничным паспортам и внесением Россией изменений в действующее законодательство, касающееся деятельности трудовых мигрантов из зарубежных государств».
Как видно, аграрная реформа Таджикистана практически не повлияла на занятость населения и тем более не снизила поток трудовой миграции.
Результатом первого этапа реформы, которая была проведена в 1995 – 1997 гг., стало дробление крупных колхозов и совхозов на мелкие части – кооперативы и дехканские и фермерские хозяйства (ДФХ). В итоге хозяйства по большей части перешли в руки богатых людей и чиновников. Совершенно посторонние люди оказались владельцами ДФХ и пайщиками коллективных хозяйств. Кроме того, все соцкультбытобъекты бывших колхозов: чайханы, клубы, библиотеки, детсады, магазины и другие – были распроданы. Вся инфраструктура, которая могла обеспечить занятость населения, исчезла.
В такой ситуации создание новых рабочих мест на селе стало проблематичным. И не верится, когда ситуация остается такой же, как и 20 лет назад, что сельчане в один день найдут работу и все хором откажутся от трудовой миграции в Россию.