Количество рабочих мест в Рогунском проекте сократилось на 5 тыс. Об этом в ходе пресс-конференции в среду в Душанбе заявил депутат Европейского парламента Струан Стивенсон.
«Всемирный банк запретил строить новые объекты, и в результате без работы остались 5 тыс. человек, задействованных в восстановительных работах в проекте строительства Рогунской гидроэлектростанции», - подчеркнул Стивенсон.
«Проблема в том, что если Всемирный банк и дальше будет «тянут» с результатами экспертизы, и работы не продолжаться, то эти 5 тыс. человек могут покинуть Таджикистан в поисках работы. Чем больше затянется экспертиза, тем дороже обойдется проект, как по финансовой части, так и по части людских ресурсов», - уверен депутат Европарламента.
«Мы не можем заставить ВБ ускорить работы, но можем попытаться объяснить Банку ситуацию с энергообеспечением в зимний период. А пуск первой очереди ГЭС ответит на многие вопросы, в том числе об эффективности ГЭС и его влияния на экологию, а 1,2 МВт электроэнергии, которые начнут вырабатывать два первых агрегата, обеспечат потребности Таджикистана в электроэнергии», - считает Стивенсон.
«Мне непонятно, почему страны низовья выступаю против строительства Рогунской ГЭС, когда ГЭС в принципе не окажет никакого негативного влияния на систему водопользования и экологию региона. Существует Нурекская ГЭС, которая функционирует, вот уже 40 лет, а вода с водохранилища этой ГЭС, используется эффективно и никуда не уходит», - подчеркнул он.
Далее Стивенсон отметил, что в последние 5-6 лет изучал вопросы водопользования в странах верховья и низовья Центрально-Азиатского региона. «В Узбекистане много хлопковых и рисовых полей, для полива которых используется большой объем воды, причем используется неэффективно, поскольку вода после применения просто уходит в землю», - рассказал депутат.
«Кроме того, по нашим подсчетам в странах региона существуют 90 водохранилища, 45 из которых расположены на территории Узбекистана. Они не забетонированы, и там большой процент потери воды, то есть вода уходит в грунт», - пояснил он.
«Непонятно, почему кто-то пытается запретить Таджикистану использовать свои ресурсы. Лично я считаю, что Рогун должен быть построен, и чем быстрее, тем лучше, поскольку это жизненно важный для Таджикистана проект», - заключил Струан Стивенсон.
Напомним, эксперты Всемирного банка проводят экономическую и экологическую экспертизу Рогунского проекта. Срок выдачи результатов этой экспертизы ВБ переносил несколько раз.
18 мая текущего года министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи заявил в Вашингтоне, что, как ожидается, Всемирный банк завершит экспертизу по Рогунскому проекту в феврале 2013 года
«Мы провели несколько переговоров по данному вопросу и теперь надеемся, что окончательный доклад будет готов в феврале будущего года», - заявил тогда Зарифи.
Через несколько дней после Вашингтонского заявления главы внешнеполитического ведомства Таджикистана, а точнее 23 мая вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Филипп Ле Уэру по итогам своего визита в Таджикистан выразил свою обеспокоенность по вопросам процесса и методологии проведения исследований.
В информационном сообщении, распространенном тогда представительством ВБ в Таджикистане отмечалось, что «текущее финансирование для проведения оценочных исследований по предлагаемому Рогунскому проекту предоставляется в рамках финансируемого Всемирным банком Проекта сокращения энергетических потерь в Таджикистане (ПСЭП), который завершается 30 июня 2012 года».
Продолжение финансирования оценочных исследований по Рогунскому проекту предусмотрено из средств дополнительного финансирования для ПСЭП, недавно одобренного Советом директоров Всемирного банка.
«Для вступления в силу соглашения о Дополнительном финансировании необходимо, чтобы правительство Таджикистана в удовлетворительной для Банка форме разрешило все открытые вопросы по процессу и методологии проведения исследований», - говорилось в сообщении представительства ВБ.