В стране складывается ситуация, знакомая большинству населения страны: это когда деньги на исходе, а надо ежедневно кормить семью, платить по счетам, покупать одежду и тратиться на другие неотложные нужды. Каждая семья решает эту проблему своими способами, срочно урезая расходы, без которых можно обойтись, и подыскивая дополнительные заработки. Но сейчас речь идет о государственной казне, в которой ощущается недостаток поступления денежных средств. Как урезать здесь?
Напомним, что Госбюджет нынешнего года, как, впрочем, и в прошлые годы, является дефицитным: изначально был запланирован недостаток в 264,1 млн сомони (0,5% ВВП); кроме того, дефицит местных бюджетов дополнительно составит еще около 8 млн. Покрыть эти средства планировалось в основном перевыполнением плана доходов бюджета.
Кроме того, не стоит забывать и про внешний долг, размер которого в середине года составил более 13,6 млрд сомони ($2,1 млрд, или 19,5% ВВП).
Напомним, что Госбюджетом было запланировано увеличение объема производства на 7,2%, инфляция - на уровне 7,5%; а курс сомони по отношению к доллару США прогнозировался на уровне 5,1 сомони.
Но уже сейчас ясно, что в экономические планы придется вносить коррективы, поскольку поступление налогов оказалось ниже запланированного, не говоря уже о перевыполнении. По данным СМИ, общий объем госбюджета за первое полугодие остался невыполненным на 3,7%.
Эта ситуация не осталась незамеченной, появились слухи, что через несколько месяцев в бюджете Таджикистана не останется средств даже на выплату пенсий и зарплат и они будут задерживаться месяцами.
В ответ прозвучало предложение правительства РТ всем госведомствам и предприятиям обеспечить эффективный расход средств госбюджета и предотвратить второстепенные расходы. Действительно, представляется возможным сэкономить здесь средства. Ведь финансирование госорганов власти и управления в обязательном порядке ежегодно растет: в 2014 году оно выросло на 21,2%, а в текущем году - на 11%, составив в целом 920,7 млн сомони.
Однако одновременно появилось сообщение о том, что повышение размеров зарплат, пенсий, пособий, стипендий, которое население ждет уже 2 года, откладывается на неопределенное время. Последнее является крайне неприятным известием для жителей страны, учитывая то обстоятельство, что в прошлом, 2014 году - несмотря на прежние планы властей, изложенные в официальном документе (Стратегия повышения уровня благосостояния населения Таджикистана на 2013–2015 гг.), относительно ежегодного повышения зарплат и пенсий, доведения их до прожиточного минимума - увеличения зарплат также не последовало. Хотя по ранее намеченным СПУБНТ планам еще в прошлом году размер минимальной зарплаты должен был достигнуть порядка 475 сомони вместо нынешних 250.
Напомним, что сумма, необходимая для повышения размеров зарплат и пенсий, составляет, по сведениям Минфина, около 400 млн сомони, а на обслуживание внешнего долга только за полгода было направлено более 459 млн сомони ($70,7 млн).
Сравнение этих цифр невольно приводит к мысли о стремлении властей решать экономические проблемы за счет населения страны, даже невзирая на то обстоятельство, что в Таджикистане - самые низкие в СНГ заработные платы госслужащих и работников частного сектора, мизерные пенсии и социальные пособия. К тому же три года назад были значительно снижены страховые выплаты и гарантии работникам, занятым на госслужбе и в частном секторе, в том числе больным, а также получившим ранение и инвалидность по месту работы или во время службы. Инвалидам и пенсионерам ограничили рост социального обеспечения; даже пособие на погребение было урезано.
Все это происходит наряду с бесконечным повышением тарифов ЖКХ, стоимости различных госуслуг, размеров налогов и пошлин, ростом налогов для предпринимателей, цен на продукты и товары первой необходимости. Складывается впечатление, что в период кризиса у властей и жителей Таджикистана цели диаметрально противоположные.
Танцы на вулкане
В начале года в Таджикистане был обнародован План мероприятий правительства Таджикистана по минимизации рисков, связанных с надвигающимся мировым финансово-экономическим кризисом. Население ждало конкретной помощи, однако оказалось, что, приняв антикризисную программу, правительство не выделило средств на ее выполнение. Об этом сообщило в середине августа радио «Озоди», одновременно рассказав, что «пункты, связанные с созданием новых рабочих мест для депортированных мигрантов, меры социальной поддержки застопорились из-за отсутствия средств… Правительство Таджикистана просит международные финансовые институты выделить на реализацию антикризисной программы $80 миллионов (около 520 млн сомони)».
Между тем не прозвучало ни одного конкретного решения правительства о кардинальном сокращении расходов. По-прежнему в стране проводятся торжества по разным поводам, сопровождающиеся концертами и фейерверками, фестивали, праздники плова, меда и дыни, впереди празднование годовщины независимости Таджикистана и др.
В целом Госбюджетом 2015 года на культурно-массовые, оздоровительные и общественные мероприятия выделено 736,4 млн сомони, в том числе только на культмероприятия - 180,3 млн. Этих денег с лихвой хватило бы на обещанное, но не состоявшееся повышение зарплат и пенсий.
Особо хочется напомнить о предстоящем праздновании 3000-летия Гиссара, подготовка к которому идет несколько лет и ради чего сооружаются: спортивный стадион на 20 тыс. мест, библиотека, музей, чайхана, культурно-развлекательный парк и множество других объектов. Смета расходов на это празднество сокрыта от общественности.
Зато известна другая цифра – около 680 млн сомони будет выделено на возведение «особо важного объекта» - Национального театра с тремя большими залами на 4,5 тыс. зрителей. Строительство начнется в этом году, и специальным постановлением правительства заказчик и подрядчик строительства освобождены от налогов и таможенных пошлин, для чего внесено дополнение в Закон «О госбюджете РТ на 2015 год». Последний и без того содержит обширный список «льготников», и, по всей видимости, список еще не завершен.
И все это - на фоне тревожных сообщений о скоплении талибов на таджикско-афганской границе, активизации в стране вербовщиков ИГИЛ, существенном сокращении денежных переводов от мигрантов из России, росте безработицы, инфляции и цен. Такая политика напоминает, по меньшей мере, танцы на вулкане.
Что можно предпринять?
Как можно сэкономить бюджетные средства и что реально можно было бы предпринять правительству страны в сложнейших условиях мирового кризиса и отечественных «особенностях»: слаборазвитой промышленности, полуразрушенном сельском хозяйстве, дефиците электроэнергии, недостатке нужных специалистов. Мы задали этот вопрос известным экономистам страны.
Нуриддин КАЮМОВ, доктор экономических наук, профессор:
«Сотрудники Минфина, а вслед за ними и многие представители власти постоянно говорят о том, что госбюджет страны носит социальный характер и что бОльшая часть бюджетных средств направлена на социальные нужды. Логично рождается мысль о том, что именно здесь необходимо урезать расходы. На самом деле расходы на науку, образование, здравоохранение, культуру – просто мизерны. Мы даже не приблизились к уровню показателей развитых стран. Поэтому сокращать финансирование социального сектора нельзя ни в коем случае. Думаю, что практически без затрат и усилий можно сэкономить, отказавшись от затратных пышных мероприятий. Для такого маленького государства, как Таджикистан, мы проводим слишком много празднеств, и это весьма обременительно для бюджета и населения.
Кроме того, необходимо кардинально сократить число госслужащих. У нас сильно раздут административно-управленческий аппарат, в результате одними и теми же вопросами занимаются одновременно разные министерства и ведомства.
Приходится признать слабое состояние финансовой системы Таджикистана и госбюджета. Это напрямую связано со слабым развитием экономики страны. Получается, что между ними нет связи: госбюджет существует сам по себе, экономика – сама по себе.
Согласно монетарному курсу Всемирного банка на первом плане находятся кредитно-денежные отношения, а не реальное производство. Но я считаю, что Таджикистану, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями, необходимо сделать следующее:
- направить значительные бюджетные средства на развитие промышленности;
- ввести четкую систему заинтересованности производителей и бизнесменов, чтобы они не ушли в тень из-за больших налогов;
- прекратить практику освобождения от налогов. Рыночные законы должны работать одинаково для всех, и налоги должны платить все. «В мире есть две неизбежные вещи – смерть и уплата налогов», - говорят на Западе. Хорошо было бы эту истину усвоить многим и в Таджикистане;
- создать эффективно работающую налоговую систему, которая бы не тормозила, а стимулировала производство и бизнес. Только тогда можно ожидать увеличения, а не снижения поступлений налогов в государственную казну».
Фируз САИДОВ, независимый эксперт:
«По моим наблюдениям, меры экономии уже принимаются. Сокращены затраты министерств, ведомств и предприятий на ремонт административных и других помещений, приобретение оборудования. Там, где нужны неотложные ремонтные работы, используются менее дорогие материалы. Но, думаю, есть еще возможности для экономии. Например, госучреждения платят крупные суммы за потребление электроэнергии, жилищно-коммунальные услуги. Здесь надо найти способы уменьшить потребление и, соответственно, сократить расход бюджетных средств.
Также необходимо провести инвентаризацию должностей в штатных расписаниях министерств, ведомств и предприятий. Сократить вакансии, должности, дублирующие другие, возложить на работающих сотрудников совмещение каких-либо функций. Знаю, что в некоторых учреждениях сокращения уже идут, но это надо сделать повсеместно.
Кроме того, немалые бюджетные средства идут на оплату длительных трудовых отпусков, составляющих 45 и более дней. Некоторые сотрудники регулярно отсутствуют на работе, представляя больничные листы. Необходимо и здесь навести порядок, проанализировать эти расходы, сократить длительность отпусков и проконтролировать действительность болезней.
Необходимо уменьшить число проверок для бизнесменов и дехканских хозяйств, предоставив им больше самостоятельности в производстве и реализации продукции.
Еще один важный момент – необходимо увеличить эффективность использования земли. Я бы ввел наказание для тех людей, которые, получив земельные участки, не используют их. В стране немало пустующих земель, и это недопустимо в период кризиса. Необходимо как можно больше производить отечественных продуктов, в частности пшеницу и овощи. Это наши дехкане могут сделать в короткие сроки, используя теплую осень, надо только помочь им, а кое-где – и заставить работать. Желающим выращивать овощи и фрукты для личного потребления - предоставить приусадебные земельные участки. Необходимо использовать все возможности, чтобы минимизировать последствия кризиса. Надеяться на доходы госбюджета от реализации хлопка и алюминия не приходится – цены на них по-прежнему падают».
Анвар КАМОЛОВ, независимый эксперт:
«На мой взгляд, необходимо в первую очередь провести дополнительное сокращение бюджетного финансирования. Можно возразить, что практически сокращение уже началось; однако оно идет не системно, хаотично, и непонятно, какого ведомства оно коснется, а какого - нет.
Между тем должны быть разработаны объективные критерии сокращения финансирования. Минфину необходимо провести тщательный анализ расходов по всем министерствам, ведомствам и предприятиям, принять от них новые заявки на сокращенный вариант финансирования, на их основе подготовить новый вариант Госбюджета и утвердить его в парламенте. Именно так делается во всех странах во время кризиса.
Во-вторых, необходимо провести функциональный обзор всех министерств и ведомств по результатам деятельности: не в плане проведения встреч, различных мероприятий, а по конкретным результатам в плане реализации политики и оказания государственных услуг населению. И тогда можно будет увидеть, что государственный сектор перегружен штатами и должностями и требует сокращения.
Например, общеизвестно, что в секторе здравоохранения все клиники, госпитали и другие лечебные учреждения имеют систему параллельного финансирования за счет пациентов. При этом не функционирует система медицинского страхования. Таким образом, функции Минздрава требуют анализа и пересмотра с позиции конкретного улучшения медицинского обслуживания населения
Или задумаемся, для чего нужны крупные штаты и структуры в Минпроме и Минсельхозе, учитывая, что реальный сектор страны, промпредприятия и фермерские хозяйства страны находятся в акционерной и частной собственности. Не лучше ли просто создать департаменты промышленности и сельского хозяйства в Минэкономики, которые бы просто занимались формулированием мер политики поддержки и развития промышленности и сельского хозяйства?
Также требует серьезного пересмотра необходимость содержания дублирующих проверяющих структур, как, например, Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией, Счетная палата. Также можно и далее сокращать штат аппарата ГАИ, учитывая наличие камер видеонаблюдения.
Всем известно, в целом ряде министерств и ведомств сидят чиновники, которые, мягко говоря, не компетентны и не имеют достаточных навыков. Сокращение можно провести на основе функционального обзора конкретного министерства и ведомства, переаттестации со стороны независимой комиссии, экспертов и сотрудников Агентства по госслужбе. Это позволит сократить штат центральных органов власти процентов на 30-40. Освободившихся работников можно переобучить и направить на работу в реальный сектор. За счет существенного сокращения штата госаппарата можно также существенно повысить зарплату наиболее перспективным работникам, но делать это по результатам оценки индивидуальной работы каждого, а не универсально. Это требует реформы системы управления кадрами на госслужбе.
Кроме того, целый ряд функций и полномочий ведомств центральной власти можно передать местным органам власти в рамках реформы по децентрализации, которая пока еще продвигается у нас слабо, несмотря на создание комитета по местному самоуправлению. Это также повысит прозрачность и подотчетность власти населению на местах и повысит участие населения в конкретных проектах на местах, когда люди будут видеть, что их налоги тратятся на их собственные нужды в рамках местного бюджета.
В результате всех данных реформ можно будет создать маленький и динамичный управленческий госаппарат, который был бы наиболее приемлемым для такой маленькой страны, как Таджикистан, как показывает опыт других стран бывшего СССР и соседей - Прибалтийских стран, Молдовы, Армении, Грузии и даже Кыргызстана. Такая модель госаппарата позволила бы устанавливать высокие зарплаты, оценивала бы работу чиновников по результатам, направляла развитие страны, решала вопросы безопасности, внешней политики, госзаказа, была бы прозрачной и открытой, работая на основе современных технологий электронного правительства, электронного оказания услуг населению, что также уберет всякие возможности для коррупции и неэффективного использования бюджетных средств.
Однако для реализации всего вышесказанного необходима твердая и сильная политическая воля. Кризис как раз дает возможность провести такие радикальные реформы.
Кроме того, необходимо сократить все неприоритетные расходы. Вместо строительства крупных заводов, на которые у нашего государства не хватает ресурсов, направить средства на приоритетные цели, которыми являются строительство Рогунской ГЭС и дорог, финансирование других задач можно отложить.
Также необходимо отказаться от всех представительских расходов, затрат на праздники, концерты, юбилеи, на другие увеселительные мероприятия.
К прочим стратегическим приоритетным целям я бы отнес в первую очередь образование. Об улучшении школьного, технического, высшего образования постоянно говорит президент РТ Э.Рахмон. Действительно, если наше государство ставит целью развитие, то финансирование образования надо сделать приоритетом. К огромному сожалению, в массе своей наше население профессионально плохо обучено, причем это касается сферы как интеллектуальной, так и физической деятельности. Поэтому государству необходимо усилить образование и обучение людей рабочим навыкам.
Для ускорения роста внутренней экономики, повышения налоговой базы и повышения конкурентоспособности экономики в условиях кризиса, а также для снижения зависимости от внешних рисков, необходимо срочно снять неофициальное административное и коррупционное давление на бизнес. Для этого в первую очередь нужно отказаться от требований завышенной и досрочной уплаты налогов авансом, прекратить сборы с малого бизнеса на разного рода мероприятия. Только в этих случаях предприниматели выйдут из тени, что повлечет рост налоговых поступлений в госказну. Это стандартный метод, который хорошо сработал в Грузии, Армении, Кыргызстане и других странах. В условиях острого дефицита рабочих мест считаю уместным освободить частный сектор от контроля - и он сам создаст рабочие места».