В прошлом году таджикские власти заявляли о планируемом росте экспорта фруктов и овощей в Россию. Но по различным причинам этого не произошло. Эксперты считают, что эти планы было нереально осуществить за год, но они вполне реальны в перспективе…
В советскую бытность Таджикистан был одним из основных производителей фруктов и овощей для России, Украины, Белоруссии, Казахстана, а также республик Прибалтики. Однако с распадом СССР и разрывом экономических связей страна лишилась этого рынка. Минсельхоз в прошлом году обещал увеличить объем экспорта овощей и фруктов в пять раз. Но…
Объемы в гору?
По данным Минсельхоза РТ, за первые шесть месяцев 2015 года объем производства сельхозпродукции в республике составил порядка 4,9 млрд сомони, что в процентном соотношении на 6,9% больше, чем в аналогичный прошлогодний.
По оперативным сведениям управления растениеводства Министерства сельского хозяйства, урожайность овощных культур с каждого гектара составляет 244,2 центнера, что на 13,2 ц больше прошлогоднего.
В период до 21.08.2015 сбор урожая фруктов составил 30341 т, а винограда – 1232 т. Производство винограда по сравнению с этим же периодом прошлого года увеличилось на 4325 тонн.
Министр сельского хозяйства Таджикистана Махмадтоир Зокиров на пресс-конференции по итогам первого полугодия 2015 года заявил, что за первые шесть месяцев 2015 года было экспортировано 181000 тонн продукции, произведенной дехканами.
В первом полугодии 2015 года, по данным Минсельхоза, общий объем производства сельхозкультур достиг уровня 4967,5 млн сомони, что в процентном соотношении в сравнении с прошлым годом больше на 6,9%.
За первые шесть месяцев произведено: зерновых - 547147 тонн, картофеля - 163543, овощей - 410660, бахчевых - 145497, фруктов - 30341, винограда - 1232, мяса - 63481, молока - 327463, шерсти - 4144, меда - 519, рыбы - 335 тонн и яиц - 165,3 млн штук.
По данным Минсельхоза, рост экспорта был обеспечен за счёт увеличения экспортных поставок овощей.
По словам главного специалиста управления аграрной политики и мониторинга продовольственной безопасности Минсельхоза Лолахон Умаровой, производство овощей по состоянию на 1 августа составило 785729 т, экспортировано всего 107 913,5 т, в том числе в РФ - 1588 т, на импорт приходится 10090,4 т.
Между тем в Минсельхозе РТ заявляют, что весной из-за сильных холодов пострадали фруктовые деревья и зерновые культуры в Согде, по предварительным подсчетам ущерб составил 70% ожидаемого урожая (32 тысячи гектаров).
Форс-мажор
По мнению экспертов сельскохозяйственной отрасли, в числе рисков и угроз: погодный фактор, сокращение реальных доходов населения, низкая доступность кредитов, низкие темпы развития инфраструктуры рынка, опережающий рост цен на ГСМ и проблемы с транзитом грузов по территории соседних государств, в частности через Узбекистан, которые становятся причиной высоких транспортных расходов и непреодолимым барьером при экспорте для производителей сельхозпродукции.
В подтверждение этому Абдулло – бизнесмен, занимающийся поставками сельхозпродукции в города Уральского региона РФ - говорит, что, собирая товар на складах, он из-за низких тарифов на пошлины первоначально отправляет товар в Казахстан, затем он переотправляется в Россию.
Председатель Ховалингского района Нурулло Мирзозода в интервью «АП» заявил, что в прошлом году район экспортировал 750 т различных фруктов через Согдийскую область. По его словам, местные предприниматели не заинтересованы в трудоемком бизнесе экспорта сухофруктов.
Ханифамо Амирова, жительница Восейского района, на 10 сотках разбила абрикосовый сад. Из-за дешевизны абрикосов (1 сомони за килограмм) в сезон она ввиду отсутствия опыта не может продать излишки урожая - они идут на корм скоту.
- В этом году из-за весенних холодов урожай в Согде не удался, и их предприниматели закупают те же абрикосы в районах Хатлонской области, - говорит собеседница. - Почему местные предприниматели сами не могут организовать сбор урожая фруктов? Почему простаивает консервное производство и нет предприятий по изготовлению сухофруктов? Ведь мы могли бы выгоднее сдавать свой урожай. А так приходится отдавать за копейки.
Пищепром на запасном пути?
Как известно, эти дары природы имеют свойство быстро портиться, а по причине нехватки соответствующих складов хранить урожай подолгу у себя дехканские хозяйства не могут. Единственным выходом из ситуации может стать сдача лишних продуктов на консервные комбинаты. Однако и здесь, как оказалось, еще остаются нерешенные проблемы.
Главная из них – нехватка подобных предприятий.
Эксперты указывают, что в республике существует практика, когда предприятия существуют только на бумаге, а в реальности давно не функционируют, в том числе и предприятия пищевой промышленности.
Чтобы узнать, как обстоят дела с приемом и переработкой фруктов и овощей, мы решили побывать в ООО «Шарбатхо» (ранее - Душанбинский консервный завод).
В советское время здесь за сезон выпускалось 6 млн условных банок продукции, которые отправлялись во все уголки СССР, в другие страны.
В настоящее время, по словам руководителя завода Вайсиддина Сангова, производственная мощность предприятия составляет 1,5 млн условных банок за сезон.
- Однако и этот объем не всегда удается выполнить. Нам ежедневно предлагают сотни килограммов яблок, персиков, груш, помидоров, огурцов. Но мы не можем принять их из-за нехватки стеклотары, - объясняет ситуацию В.Сангов.
По словам руководителя предприятия, запаса стеклотары в августе хватило лишь на несколько дней. Затем работа остановилась. Более 50 рабочих пришлось отправить в неоплачиваемый отпуск.
В подобной ситуации, по словам предпринимателей, находятся многие предприятий по производству консервов не только в Душанбе, но и в других регионах страны.
Например, созданное еще в 1925 году и когда-то успешное консервное предприятие «Конибодом» почти разобрано по кирпичам. Тем временем аграрии Канибадама вынуждены реализовывать свою продукцию в соседних районах или вовсе отказаться от производства фруктов. В 2002 году из-за долгов 50% его акций перешли АООТ «Лаъл» - предприятию по производству стеклотары.
Между тем за комментариями относительно состояния таджикского пищепрома мы письменно обратились в Министерство промышленности и новых технологий, но спустя несколько дней в редакцию позвонил пресс-секретарь министерства и сообщил, что ответ на свой запрос «АП» сможет получить в НИАТ «Ховар», куда их передаст министерство. «Мы не можем вам ответить напрямую, так как есть распоряжение правительства всю информацию сначала передавать "Ховару"», - добавил представитель Минпрома.
Не зная броду…
Экономист Нуриддин Каюмов считает, что за один год увеличить экспорт свежих и переработанных овощей и фруктов в пять раз невозможно, для этого необходимо провести анализ.
- У нас существует потенциал развития садоводства и виноградарства, но для этого нужно осваивать новые земли, реконструировать используемые сады. Необходимо провести детальный анализ отрасли, его потенциала. В советские годы научные институты занимались этим вопросом, а сейчас?..
Независимый эксперт-экономист Фируз Саидов уверен, что переориентация таджикского аграрного сектора на экспорт потребует преференций и инвестиций.
- Главная проблема заключается в переработке сырья: независимо от того, в каком виде она идет на экспорт, она должна быть конкурентоспособной. Другой вопрос - наличие упаковочного материала, тары, товарных знаков. Упаковочная фабрика, работавшая когда-то в столице, стоит. Третья проблема - транспорт. Вне зависимости от того, откуда отправляется товар, он должен соответствовать стандартам, быть свежим и пригодным к употреблению. Для этого необходимо наличие мест хранения и транспортных средств, поддерживающих необходимые режимы температуры и влажности. И эти проблемы требуют своего решения. Наши фермеры сегодня не в состоянии самостоятельно придать своей продукции коммерческий вид. Независимо от западных санкций в отношении России, в любом случае конкуренция на этом рынке существует. И к ней нужно быть готовым, - считает Ф.Саидов.
С другой стороны, по мнению экономиста, Таджикистан направляет в Россию свою продукцию, даже не изучив детально этот рынок.
- Это направление надо развивать, ведь если даже санкции будут сняты, Таджикистану нужно занять определенную позицию или хотя бы нишу на российском рынке, не только в крупных городах, но и в регионах. Но прежде всего нужно обоюдное желание сторон. Многие развитые страны живут именно на этой отрасли. Чтобы войти в российский рынок, нужны большие финансовые затраты. До сих пор предприниматели привыкли торговать челночным способом. Нет дохода, от этого нет и интереса. Вопрос должен решаться на государственном уровне. Ведь несмотря на, казалось бы, удобный момент, таджикская продукция так и не востребована в России. Таджикистан еще не нашел своего места на российском рынке, - уверен Ф.Саидов.