При привлечении иностранных инвестиций в реализацию гидроэнергетических проектов, Таджикистан предпочитает метод «Биоти» (строительство, эксплуатация и передача объекта в собственность государства).
Как сообщили «Авеста» в энергосекторе страны, существуют много вариантов взаимовыгодного сотрудничества при привлечении инвестиций в указанный сектор, но пока предпочтение отдается методу «Биоти».
По данным источника, уже несколько лет с зарубежными инвесторами обсуждаются вопросы реализации ряда средних и малых ГЭС по различным методам сотрудничества. «Некоторые инвесторы предпочитают полностью или хотя бы владеть контрольным пакетом акции в интересуемых их проектах. Есть желающие, которые хотят работать по «Биоти», или ресурсному методу», - отметил источник.
По данным энергосектора, такие схемы больше всего интересуют индийских, китайских и казахских инвесторов. В настоящее время в республике в секторе энергетики только два проекта реализуются по методу «Биоти» и ресурсному методу. Это – Сангтудинская ГЭС-2 по «Биоти» и душанбинская ТЭЦ-2 по ресурсному методу.
Между тем эксперты отмечают, что если не провести серьезную реформу энергетического сектора, то и эти методы окажутся малоэффективными. К примеру, опыт Сангтудинской ГЭС-2, когда срок возврата объекта в госсобственность продлен из-за неплатежеспособности монополиста «Барки точик».
Напомним, что в сентябре 2014 года, правительство РТ продлил Ирану срок эксплуатации Сангтудинской ГЭС-2 на два года и только по истечению 14,5 лет станция перейдет в собственность Таджикистана. По предыдущим договоренностям доходы от работы электростанции должны были принадлежать Ирану в течение 12,5 лет.
Тогда профильные ведомства Таджикистана мотивировали это тем, что в связи с неплатежеспособностью «Барки точик» была достигнута договоренность о продлении работы ГЭС Сангтуды-2 в пользу Ирана.
Сангтудинская ГЭС-2 (в 120 км юго-восточней Душанбе), проектной мощностью 220 МВт — совместный таджикско-иранский проект, состоит из двух агрегатов, каждая по 110 МВт. Реализация проекта завершилась в сентябре 2014 года.
Доля участия сторон в проекте: Таджикистан - $40 млн., Иран - $180 млн.
Несколько лет назад на строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане претендовала Россия, в частности Русская алюминиевая компания (РусАЛ). Даже были начаты какие-то работы на объекте.
Однако, вскоре правительство Таджикистана в одностороннем порядке расторгнула договор с компаний «РусАЛ», попросту «попросив» компанию покинуть Таджикистан.
Данное решение было связано с несхожестью позиций таджикской стороны и Русской алюминиевой компании по высоте плотины Рогунской ГЭС. «РусАЛ настаивал на высоте плотины 180 метров, а Таджикистан на высоте 335 метров.
Также таджикскую сторону не удовлетворило условия России, которая не раз заявляла, что хотела бы приобрести 75% акций Рогуна.
В 2009 году Рогунская ГЭС, вместе с Нурекской ГЭС и Таджикским алюминиевым заводом были внесены в список объектов, не подлежащих приватизации.