Радио Озоди: Каковы ваши впечатления от встреч с властями Таджикистана, в каких направлениях могло бы развиваться сотрудничество США с Таджикистаном?
Дени Ли Бэртон: Цель нашего визита знакомство с Таджикистаном, с отношением, или реакцией руководства Таджикистана и других государств региона на проблемы, связанные с выводом войск НАТО в 2014 году из Афганистана.
Мы ведем серьезную подготовку, чтобы с выводом войск вновь не подняли голову Талибы и Аль-Каида, и не создали угроз региону Средней Азии.
Мы очень рады встрече с президентом Таджикистаном, тому, что узнали его позицию относительно терроризма, что в этом вопросе его позиция очень серьезна и категорична.
Радио Озоди: Ваши визит в Таджикистан проходит на фоне дискуссий рукводства Таджикистана и России по поводу продления срока пребывания российской военной базы в Таджикистане. Российские генералы и политики обвиняют власти Таджикистана в стремлении стать партнерами США и НАТО, с чем, по их мнению, и связаны трудности по продлению соглашения о 201 российской военной базе. Имеют ли эти предположения и заявления основания?
Дени Ли Бэртон: Отношения между Таджикистаном и Россией должны решаться между президентами двух государств. Мы не можем комментировать политику и отношения этих двух государств. США являются другом и партнером Таджикистана, но эти отношения США и Таджикистана не угрожают никому, в том числе и России. Я думаю, что отношения между Таджикистаном и Россией находятся в развитии и всякие недопонимания в отношения между двумя странами найдут свое разрешение.
Радио Озоди: Таджикистан оказывал помощь в создании северной сети поставок для международных сил в Афганистане, однако до сих пор он оставлен в стороне от проекта по транспортировке имущества и техники НАТО из Афганистана. Говорит ли это о том, что Таджикистан не представляет никакого интереса для Вашингтона в войне с терроризмом?
Дени Ли Бэртон: Я думаю, решение о выводе войск НАТО из Афганистана принимается командованием НАТО, США и других государств, членов коалиции и обсуждаются при содействии Государственного Департамента США. Позиция Таджикистана, как и других государств, граничащих с Афганистаном, на равных принимается во внимание.
Радио Озоди: В начале марта 2011 года Комитет по международным связям Сената США назвал проект Рогунской ГЭС в Таджикистане своевременным и важным, реализация которого может оказать содействие в решении многих экономических проблем Центральной Азии, обеспечить экспорт электроэнергии в Афганистан и Пакистан. Была ли эта поддержка лишь декларативной, повиляла ли она на политику правительства Обамы? Вообще, какова позиция США по этому вопросу и противодействию Узбекистаном проекту Рогуна?
Дени Ли Бэртон: На этот ваш вопрос я не могу ответить, у меня нет конкретного ответа. Вчера мы беседовали на эту тему с президентом Рахмоном. Знаем, что в настоящее время Международный валютный Фонд и Всемирный Банк продолжают исследовать технико-экономическое обоснование Рогунской ГЭС. Мы обязательно доведем до Конгресса и Государственного Департамента США обеспокоенность Рахмона по поводу строительства Рогунской ГЭС.
Радио Озоди: Благодарим вас за беседу.