Одна из причин сегодняшней плачевной ситуации с тоннелем «Истиклол» заключается в том, что таджикские власти торопились с его открытием и эксплуатацией, хотя сам объект еще не был готов. Об этом 30 октября журналистам заявил исполняющий обязанности посла Исламской Республики Иран в Таджикистане Сайидмахмуди Садри.
По его словам, та компания, которая вначале вела строительные работы, должна была согласиться с датой открытия, а потом сразу же закрыть тоннель и доработать все недостатки. «Но этого не было сделано», - отметил дипломат.
По его словам, сейчас две компании ведут ремонтные работы в тоннеле. В начале марта следующего года тоннель будет закрыт на месяц для того, чтобы его зацементировали и забетонировали.
Соглашение о достройке автотранспортного тоннеля «Истиклол» подписано между министерством транспорта Таджикистана и министерством дорог и городского строительства Ирана в начале текущего года, однако, по мнению дипломата, эти переговоры должны были состояться раньше.
По словам дипломата, Анзобский тоннель расположен в местности, которая, по мнению экспертов, является самой сложной для строительства тоннелей. «Если посмотреть на ту местность, то это самый сложный участок для строительства тоннеля, особенно из-за обилия грунтовых вод. Так как по потоку воды из вспомогательного тоннеля видно, что там стекает целая река», - сказал дипломат.
«Другое обстоятельство заключается в том, что этот проект был подготовлен российской стороной. И если бы все зависело от иранской стороны, то мы подготовили бы новый проект, где бы устранили недостатки первого проекта. Но таджикские власти торопили с реализацией этого проекта, и мы были вынуждены начать работы. И это было понятно. Таджикистан остро нуждался в этом объекте, соединяющем север и юг страны. В строительстве самого тоннеля проблем не было», - отметил С. Садри.
Садри пообещал, что в следующем году таджикский народ получит тоннель, отвечающий всем стандартам. Сейчас, по его словам, в тоннеле «Истиклол» нет никаких технических проблем.
«Должен заметить, что иранские специалисты способны реализовывать подобные задачи, и нет сомнения в профессионализме иранских специалистов. В первые годы после исламской революции было сложнее и для строительства тоннелей приглашались иностранные специалисты. Теперь такой надобности нет и в Иране построены сотни различных тоннелей. Поэтому еще раз вас заверяю, что иранские специалисты способны строить тоннели различной сложности», - отметил Садри.
Напомним, в 2003 году Иран и Таджикистан подписали соглашение о строительстве тоннеля «Истиклол», размер финансирования составил $39 млн. Из этих средств $10 млн. - грантовое финансирование правительства Ирана, $7,8 млн. - доля таджикского правительства и $21,2 млн. – кредит иранской стороны.
Хотя церемония сдачи данного объекта в эксплуатацию прошла еще в 2006 году, он до сих пор достраивается.
Ранее правительства Ирана и Таджикистана договорились осуществить дополнительное финансирование в размере $6 млн. для достройки данного объекта. Стороны обязались предоставить для выполнения оставшихся работ по $3 млн.
Таджикская часть финансирования своевременно поступила на специальный совместный расчетный счет, однако иранская сторона смогла перечислить только $1,1 млн. В связи с неполным финансированием подрядчик строительства объекта – компания «Собир» тогда приостановила все работы.
В апреле нынешнего года иранская компания «Собир» возобновила работы по достройке тоннеля после того, как перевели второй транш в размере $1,9 млн. на специальный расчетный счет, с которого производится финансирование работ по достройке тоннеля «Истиклол».