За 6 месяцев 2014 года в адрес местных судов в Таджикистане поступило не менее 250 жалоб от частных предпринимателей и компаний. В большинстве случаев, судебные споры решаются в пользу государственных органов.
Бехзод Нуралиев, начинающий предприниматель решил уехать из Таджикистана. Еще 4 года назад он, во время работы в России, накопив небольшой капитал, приехал в Таджикистан и создал небольшое кондитерское предприятие. Но год назад налоговые инспекторы решили провести проверку его деятельности за 3 года и вынесли решение о выплате им крупной суммы штрафа.
Бехзод решил опротестовать решение в суде. Он считает себя правым, потому что выплачивал вовремя налоги государству, а проценты в банк. «Почему я должен платить штраф? Это разве не правовое государство?», возмущается предприниматель. Бехзод Нуралиев прошел все судебные инстанции, но в результате, суд встал на сторону Налогового Комитета. С толстой папкой в руках Бехзод теперь стучится в двери разных инстанций, чтобы официально закрыть свое предприятие и покинуть страну.
Согласно информации НК РТ, только за шесть месяцев 2014 года, 250 предпринимателей и отдельных компаний пожаловались на решения НАК РТ, поставив под сомнение правильность решения о требовании выплаты штрафов. Однако в 95 % случаев решения судов принимаются в поддержку НК РТ.
Бузургмехр Ёров, глава коллегии адвокатов «Сипар» считает, что суды при принятии решений не самостоятельны. По своему опыту Ёров рассказал, что в Согдийской области в 99 % случаев решения принимаются в пользу государственных органов. Адвокат говорит, что лишь в отдельных случаях судьи признаются, что «представители власти просят суд поддержать НК и вообще, орган власти». Все исправится лишь тогда, когда суды станут независимыми, уверен Ёров.
Организации, призванные защищать права частных предпринимателей, уверены, что в Таджикистане система взыскания налогов поставлена таким образом, что налоговый инспектор заинтересован найти ошибки и недочеты, чтобы наложить на бизнесмена крупный штраф.
Михаил Петрушков, глава Центра защиты бизнеса в Таджикистане уверен, что рост числа судебных споров с НК РТ свидетельствует о системном кризисе в этой сфере. Это притом, что одной из задач налогового инспектора является «разъяснение налоговых обязательств предпринимателей. А рост числа споров в судах говорит о том, что Налоговый комитет плохо выполняет одну из своих самых важных задач».
Петрушков уверен, что в постсоветских республиках работа госорганов поставлена на давлении. Результативность работы милиции или фискальных органов демонстрируется уровнем штрафов и количеством раскрытых преступлений. Во втором случае, очень часто деятельность органов сопровождается нарушением прав человека.
В первом квартале 2013 года после ввода в действие нового Налогового кодекса, 18 тысяч предпринимателей в Таджикистане прекратили свою деятельность.