Таджикистан намерен в ближайшее время достичь трех основных стратегических целей: энергетическая независимость, выход из коммуникационного тупика и достижение продовольственной безопасности.
Оставляя рассмотрение двух первых вопросов на другое время, мы решили поговорить о решении наиболее важной из них - продовольственной безопасности на примере Согдийской области.
Ежегодно руководство страны призывает население делать запасы продуктов питания. Об этом вновь было сказано в начале сентября на открытии торгового центра «Пойтахт-90», когда Э.Рахмон отметил, что мировой рынок продовольствия находится в кризисе, и он снова призвал всех нас делать двухгодичные запасы продуктов.
И вроде есть, что запасать. По официальным данным, в 2013 году в республике произведено свыше 1 млн. тонн картофеля, около 1,5 млн. тонн овощей, около 500 тыс. тонн бахчевых, свыше 328 тыс. тонны фруктов и свыше 175 тыс. тонн винограда. Статистике можно было бы верить, если бы никто не жаловался на цены, которые даже в разгар сбора урожая бьют все рекорды. Сегодня килограмм того же картофеля в Согдийской области стоит 3,5 сомони. Что нас ждет зимой и весной, прогнозировать берутся лишь в Минсельхозе, но опять же, исходя из официальной статистики.
Между тем, импорт мяса и мясных продуктов в Согдийскую область продолжается. По данным Согдийского регионального отделения Таможенного комитета, за шесть месяцев 2014 года в северный Таджикистан поступило 2 910 тонн мяса, который, в основном, импортирован из Индии, Ирана, ОАЭ, Турции, России. Также за это полугодие в область поступило 8390 тонн куриного мяса, что на 3480 тонн больше, по сравнению с показателями аналогичного периода 2013 года, а также было завезено 44 тонны лука репчатого и 54 тонны картофеля.
Аграрная лихорадка
Парадоксально то, что Таджикистан, как аграрная страна, имеющая большие земельные и водные ресурсы, не может обеспечивать свой народ местной продовольственной продукцией. Как обстоят дела в аграрном секторе? Насколько сейчас престижно работать в поле?
Самая низкая заработная плата в реальном секторе экономики в декабре 2013 года сложилась у работников сельского хозяйства, охотоводства и лесоводства – 284,21 сомони и рыбоводства – 450,85 сомони.
Кандидат технических наук, преподаватель Таджикского технического университета, инженер-гидротехник Толмас Сайфуллоев считает, что в аграрном секторе народного хозяйства сейчас остро необходимы высококвалифицированные специалисты. Однако, как ни парадоксально, число абитуриентов, желающих поступить к ним на отделение «технология сельского хозяйства», очень мало.
- Очень жаль, что на специальности сельскохозяйственного направления идут, в основном, слабые абитуриенты, - сетует преподаватель. - Аграрная отрасль в последнее время стала непривлекательной. Молодые граждане видят, что за самоотверженный и очень тяжелый труд работники получают мизер. В это направление идут, в основном, дети дехкан. Судя по рассказам студентов, поступать сюда их заставляют родители, которые надеются, что дети продолжат их дело. Но ведь и они не готовы к работе в аграрном секторе, который, к сожалению, очень сильно отстает от других направлений экономики. На дворе 21 век, а мы все с кетменем никак не расстанемся. Я уже не говорю о разработке и выведении новых сортов. Сейчас мы полностью зависим от импорта семян, стоимость которых за последние несколько лет возросла в 4 раза.
- У нас же много институтов, которые занимаются научно-исследовательскими работами аграрного направления. Чем они занимаются?
- Для выведения новых сортов семян нужны оснащенные новейшими технологиями лаборатории, - говорит Толмас Сайфуллоев. – Один только электронный микроскоп стоит более $30 тысяч.
В наш институт в этом году поступило на 200-250 студентов меньше, по сравнению с прошлым годом. И это несмотря на то, что у нас есть более-менее современные лаборатории. То есть, техническая база вроде есть, а вот специалистов готовить не из кого. Для того чтобы молодежь шла в сельскохозяйственную науку, ей необходимо давать определенные привилегии и льготы. У нас сейчас пошла мода на юридические и экономические факультеты. Ежегодно в Таджикистане только экономические факультеты оканчивают 8-10 тысяч студентов. Вот и выходит, что сельским хозяйством у нас заниматься некому.
- В зимнее время килограмм помидоров и огурцов стоит почти 20 сомони каждый. Говорят, эти овощи поступают из Узбекистана. В этом году была информация, что помидоры к нам завозили даже из Израиля. Неужели мы не можем зимой их выращивать у себя сами?
- Парадокс заключается том, что в Израиле нет воды. У них вокруг океаны и моря, и в пресной воде всегда недостаток. Поэтому капельное орошение впервые появилось именно там. Инженер Блан, который изобрел эту систему, был гражданином Израиля. Капельное орошение предназначено, для того чтобы экономить воду.
Поливать растения необходимо по норме и графику. Поэтому, чтобы получить адекватный урожай, каждому аграрному хозяйству необходимо переходить на систему капельного орошения. Ведь почва у нас каменистая. За счет сэкономленной воды мы можем орошать те земли, где ничего не растет. Те установки капельного орошения, которые реализуются на рынках, непригодны в наших условиях. Например, мы одну сотку земли оснастили системой капельного орошения, но такая система китайского производства не справилась с нашими условиями. Мы разработали свою установку, работающую в низконапорном режиме. Но они пригодны только для приусадебных участков, для больших площадей они тоже не годятся. Кроме того, у нас не особо ценят труд изобретателей. Чтобы получить патент на изобретение, ученый должен пройти много инстанций и формальностей, и не каждый на это идет. Кроме того, сейчас сельским хозяйством занялись люди, далекие от этого сектора, у которых недостаточно знаний. Для них не помешало бы организовать краткосрочные курсы, чтобы дать им хотя бы первичные знания по бережному обращению с землей.
По словам кандидата сельскохозяйственных наук Тоджибоя Бойматова, в настоящее время разрабатывается Программа развития растениеводства на период 2015-2022 годов. В данной программе предусматриваются пути увеличения объемов сельскохозяйственной продукции, которые позволяют вывезти Таджикистан из продовольственной зависимости. По словам Бойматова, аграрный сектор нуждается в кардинальном реформировании.
- Вы посмотрите, что происходит сейчас в том же садоводстве. Раньше с гектара абрикосовой плантации получали до 13 тонн продукции, - говорит Тоджибой Бойматов. - Сейчас данная цифра снизилась до 4 тонн. Причиной тому является безответственность специалистов, а также арендаторов. Ведь арендатор опасается, что завтра у него заберут сад. Мы сколько раз предлагали, чтобы садовые площади сдавались в аренду не на год, а хотя бы на 10-15 лет, чтобы арендатор не пытался выжать из плантации по максимуму за один год. Но наш голос не был услышан. Хотя произошла реструктуризация земель, однако, бывшие «раисы» в последующем так и остались «раисами». Хорошие земли, как обычно, не попадают в руки простых дехкан.
- Почему, на ваш взгляд, год за годом наблюдается динамика роста цен на продовольственные товары?
- Объем производства мяса и мясной продукции прямо связан с ростом производства зерновых и других сельскохозяйственных культур. Во-первых, если возьмём зерновые, к примеру, пшеницу, то мы ее сеем, в основном, на богарных землях. В связи с изменением климата и повышением температуры дехкане не могут собрать хороший урожай. Во-вторых, они при посеве экономят семена. Вместо 4,5-8 млн. штук семян, необходимых для посева одного гектара, они сеют 2,5-3 млн. штук. В-третьих, дехкане часто ошибаются в выборе сортов. У нас есть хорошие сорта, разработанные нашими учеными: «Ватан», «Навруз», «Шарора». С гектара они дают до 60 центнеров пшеницы. Однако ученые не смогли распространить свои изобретенные сорта. Раньше был «акт внедрения», но со временем о нем забыли. Кроме того, сейчас, в основном, обращают внимание на поголовье скота. Поэтому руководители многих фермерских хозяйств продали свой породистый скот, а вместо него закупили обычный, но в большем количестве.
Чтобы добиться хоть какой-то продовольственной безопасности, мы должны расширить плантации сафлоры, сои, топинамбура, подсолнечника. Необходимо размножать поголовье породистых коров, овец, яков, восстановить рыбное хозяйство, птицеводство, коневодство, кролиководство. Аграрный сектор в Таджикистане нуждается в кардинальных реформах и переменах. Для решения аграрных проблем нужны новые подходы, новые технологии, новое мышление. Только комплексный, рациональный, научный, гуманитарный и патриотичный подход к развитию сельского хозяйства может вытащить нас из продовольственной зависимости.