На 4 сентября назначены слушания в Высшем экономическом суде Таджикистана по делу о совместном предприятии (СП) ЗАО «Таджиказот».
Ранее Экономический суд Хатлонской области удовлетворил иск Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией РТ о признании недействительным договора о создании СП. Если ВЭС поддержит решение нижестоящей инстанции, «Таджиказот» полностью перейдет под контроль государства.
В редакцию «АП» поступило письмо члена Совета директоров СП А.В.Поликарпова, который считает, что ликвидация СП повлечет за собой международный скандал и потерю репутации Таджикистана в глазах зарубежных инвесторов.
Карбамид, хлопок и пшеница
ЧТОБЫ понять ситуацию с СП «Таджиказот», проведем небольшой экскурс в его историю. Развал экономики в начале 90-х годов прошлого века отразился и на единственном в Таджикистане вахшском азотно-туковом заводе, производящем карбамид – один из самых востребованных видов удобрений. Предприятие буквально рассыпалось, пришло в плачевное состояние. Из страны уехало 900 из 1300 специалистов завода – высококлассных химиков. Бесхозяйственность, остановка бизнеса привели к мародёрству на предприятии. Уносилось все, что можно было унести. Снимались стекла, вырывались и сдавались на металлолом силовые кабели, в цехах была снята и вывезена большая часть приборов, химического оборудования. Вскоре таджикское правительство осознало, что от развития этого предприятия зависит весь агропромышленный комплекс страны. Ведь без карбамида не вырастишь хороший урожай хлопка и пшеницы – двух основных культур, на которых держался агропромышленный комплекс. Правительство Таджикистана начало искать инвестора.
История одного СП
ПО правде говоря, тогда, в начале 2001 года, в Таджикистан мало кто хотел инвестировать. Инвесторы считали эту страну высоко рискованной. Тем не менее, он нашелся. «Совершенно случайно, на каких-то переговорах оказался успешный украинский предприниматель Дмитрий Фирташ. Поскольку основным сырьем для химического завода был газ, а газом Фирташ торговать умел, то СП «Таджиказот» заинтересовало его», - рассказывает один из тогдашних партнеров Фирташа. Прошло не очень много времени, и Д. Фирташ официально предложил правительству Таджикистана создать на базе вахшского азотно-тукового завода совместное предприятие. Было предложено создать СП с правительством, восстановить завод, заняться модернизацией и запуском производства.
18 декабря 2001 года было подписано постановление правительства РТ за №560 о создании совместного предприятия «Таджиказот», а кипрская компания Дмитрия Фирташа «Хайрок Холдинг Лимитед» получила 80% акций в созданном СП в обмен на инвестиции. Оплаченный уставный капитал созданной структуры составил 12,1 млн. долларов США (30,9 млн. сомони).
Возрождение
ДЛЯ восстановления завода были привлечены лучшие умы химической индустрии бывшего СССР. Благодаря тому, что у предприятия появились деньги, оно смогло заключить контракты с лучшими химиками Украины и России. Работа закипела, один за другим заключались контракты с фирмами-поставщиками, начались монтажно-строительные работы. Служба закупок сутками подбирала материалы, оборудование, насосы, компрессоры, различные катализаторы, покупались инструменты и станки. Для оперативных конструкторских работ на заводе было создано конструкторское бюро, параллельно проводилось обучение кадров. На завод поставлялось самое современное оборудование. За 3,5 года по железной дороге из Европы, России, Украины, Беларуси, Казахстана и Узбекистана было завезено 240 большегрузных вагонов! Для выполнения ремонта и всех восстановительных работ потребовались не только деньги, но и колоссальные знания, инженерный опыт и ряд научных разработок. Для проектирования новых мощностей привлекли НИИК (Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза) - сильнейший российский институт в технологии производства карбамида.
К 2004 году завод был полностью восстановлен, предприятие стало успешно выдавать первую продукцию. Таджикский агропромышленный комплекс начал получать требуемые удобрения. Обороты химического предприятия росли, создавались новые рабочие места, все были счастливы. Но, увы, в 2008 году начались перебои с поставками газа...
Газ - всему голова
С ДЕКАБРЯ 2008 года подача природного газа на предприятие прекратилась полностью из-за ряда причин, включая политические. Главный поставщик газа – Узбекистан отказался поставлять газ в нашу страну. Однако собственники химического завода продолжали его модернизировать, поскольку верили в его перспективы. Ведь освоение Таджикистаном собственного месторождения природного газа в районе Сарикамыш могло бы полностью разрешить проблему предприятия с поставкой газа. Всего за 12 лет в предприятие было инвестировано 17 млн. долларов США. Несмотря на то, что с декабря 2008 года завод простаивает, 260 специалистов регулярно получают заработную плату (за год выплачено 7,8 млн. сомони). По данным самого предприятия, в бюджет республики внесено более 46 млн. сомони.
И вдруг в этом году СП «Таджиказот» сталкивается с нестандартной ситуацией: спустя 12 лет Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией неожиданно заявляет о незаконности создания совместного предприятия.
«Ситуация выглядит странной, поскольку за эти годы на предприятии проходило огромное количество проверок, и никогда ни одна проверка не подвергла сомнению законность создания СП», - говорит директор завода Тоирхон Газиев.
Тем не менее, агентство выиграло суд первой инстанции. Суд признал недействительным договор о создании СП ЗАО «Таджиказот». Компании-инвестору, которая 12 лет вкладывала в это предприятие, показали на дверь.
Момент истины
ДЕЛО об СП «Таджиказот» будет весьма показательным. Многие страны уже наступали на эти грабли. «Подобные разбирательства очень сильно отталкивают инвесторов. Это не только снижает инвестиционную привлекательность страны, но и бьёт по авторитету ее руководителей. Никто и никогда не будет вкладывать инвестиции в страну, где игнорируются права собственности, где собственность можно отобрать, где инвестору, вкладывающему в предприятие в течение 12 лет, просто указывают на выход», - комментирует председатель совета директоров ЗАО СП «Таджиказот» Александр Емелин.
Если дело об СП «Таджиказот» выйдет на международный уровень, страна может столкнуться с потерей инвестиционного рейтинга. Инвестиции в экономику Таджикистана могут быть признаны рискованными. Понятно, что в случае, если предприятие будет отобрано у инвестора незаконно, компания Group DF (бизнес Дмитрия Фирташа), будет обращаться в международные суды для восстановления справедливости. В компании отметили: «Пока на имя президента Таджикистана отправлено обращение. Мы очень надеемся на его личное вмешательство».
4 сентября станет моментом истины. В этот день пройдет заседание ВЭС Таджикистана по делу об СП «Таджиказот». От того, как закончится дело, по большому счету, зависит, сколько денег будет вложено в Таджикистан в ближайшие годы.