Введенный в России запрет на отдельные виды сырья и продовольственных товаров из ряда западных стран, по мнению таджикских экспертов, может по-разному отразиться и на нашей стране. Учитывая то, что доля продуктов питания из РФ на наших рынках не слишком высока, в случае сокращения объемов экспорта из России в Таджикистан или повышения цен на российские товары мы не должны пострадать.
Впрочем, в условиях, когда уровень продовольственной безопасности Таджикистана по-прежнему находится на критически низкой отметке, даже небольшие колебания у зарубежных поставщиков способны отразиться на конъюнктуре таджикского рынка.
СООТВЕТСТВУЮЩИЙ указ о запрете импорта ряда товаров в Россию из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии сроком на один год Владимир Путин подписал в прошлую среду, 6 августа. Через день правительство РФ приняло постановление, в котором определило перечень запрещенных к ввозу в Россию товаров. В этот черный список вошли: мясо и мясная продукция, рыба и ракообразные, моллюски и прочие морепродукты; молоко и молочная продукция; овощи, фрукты, орехи и прочее.
В виду образовавшегося вакуума на российском рынке пищевых продуктов правительство РФ сейчас принимает экстренные меры по реализации программы импортозамещения, ищет новых поставщиков среди тех стран, которые не попали под санкции. Крупные российские ритейлеры уже сообщают о резком скачке стоимости отдельных видов продуктов. Как пишут «Ведомости», не прошло и суток с момента введения запрета, как цены на «молочку» в оптовом звене выросли на 10-15%. Повысились цены и на российском рынке морепродуктов.
Кроме того, из-за нехватки пищевых товаров в России их производители сообщают о возможном сокращении экспорта своей продукции за рубеж.
Пожалуй, последние два пункта больше всего касаются Таджикистан.
Прощай, Ottermann
КОНЕЧНО, доля российского импорта на таджикском рынке пищевых продуктов не слишком высока, но она есть. Так, по данным таджикской статистики, экспорт из России в Таджикистан продовольственных товаров колеблется от 20 до 22 процентов. Цифра кажется небольшой, но на фоне того, что обеспечение продовольственной безопасности в Таджикистане находится на критически низкой отметке, даже потеря этого процента может негативно сказаться на таджикском рынке.
- На сегодняшний день уровень обеспечения продовольственной безопасности в Таджикистане не превышает 30-40 процентов, - считает бывший министр пищевой промышленности Таджикистана Икром Курбанов, - тогда, как безопасность в этой отрасли достигается только при условии, если страна самостоятельно обеспечивает себя продуктами питания на 90 процентов.
По словам И. Курбанова, в Таджикистане разработаны и приняты соответствующие программы по обеспечению продовольственной безопасности, но на практике их реализация идет медленными темпами. Основное количество продуктов питания наша страна продолжает завозить из-за рубежа. На сегодня республика относительно стабильно обеспечивает себя только плодоовощной продукцией и, частично -мясомолочными продуктами.
- К примеру, мы все еще остро нуждаемся в импорте зерна, картофеля, растительного масла и многих других товаров, - говорит И. Курбанов. - Поэтому в случае, если Россия сократит экспорт своей продукции, это внесет определенные коррективы и в таджикский рынок.
При этом, И. Курбанов отмечает, что сложившаяся ситуация вокруг ответных российских санкций в очередной раз должна напомнить Таджикистану о важности обеспечения своей продовольственной безопасности.
- Нам необходимо переоценить работу производств, наладить программу импортозамещения, которая работала бы в каждом районе республики, - говорит он. – Но все это невозможно осуществить без государственной поддержки, которая должна выражаться в льготных кредитах, налоговых послаблениях для таджикских производителей и многом другом.
Кстати, кроме перечисленных последствий санкций Таджикистан может лишиться европейских продуктов, так как большая часть из них поступает в РТ через Россию. Это относится к сырам Ottermann, Galbani, норвежской семги, некоторой шоколадной продукции, к примеру, компании Ferrero, молочной продукции «Сваля» и других товаров из стран ЕС.
Сыты будем - не помрем
ВПРОЧЕМ, не все таджикские эксперты обеспокоены последствиями ответных российских санкций в Таджикистане. К примеру, в интервью радио «Озоди» некоторые экономисты высказали мнение, что «Таджикистан является членом ВТО, и через эту организацию Европа может экспортировать свою продукцию в государства Средней Азии».
С ними согласен и их коллега, депутат нижней палаты парламента Исмоил Талбаков, который считает, что отказ России от поставок некоторых продуктов питания из ряда западных стран не окажет серьезного влияния на конъюнктуру рынков Таджикистана.
- Страны-производители, потеряв рынок сбыта в России, будут искать альтернативу в других странах, - считает эксперт. - Так что скоро на наших рынках появятся в больших объемах качественные европейские товары, которые заменят российские.
Кроме того, таджикские эксперты утверждают, что возможная нехватка продуктов питания на отечественных рынках позволит местным производителям повышать объемы выпускаемой продукции, не беспокоясь о конкуренции извне.