Чтобы зарегистрировать в Таджикистане предприятие понадобилось три дня, чтобы его ликвидировать 651 день! "Это как раз тот случай, когда фраза "Ломать - не строить!" имеет обратный смысл".
В мировой практике оценки условий ведения бизнеса учитываются два важных момента, которые влияют на бизнес-климат в стране. В первую очередь, это вопрос регистрации бизнеса – чем он легче, тем выше уровень легкости ведения бизнеса.
Это особенно важно в вопросе оценки легкости ведения малого и среднего предпринимательства, поскольку он занимает центральное и важное место в таких развивающихся странах как Таджикистан.
Однако, легкость регистрации – это лишь верхушка айсберга. Таким же важным является и вопрос ликвидации созданного предприятия, поскольку предпринимательство – это экономическая деятельность человека на свой страх и риск. Особенно малое и среднее предпринимательство.
Зачастую данная категория бизнесменов не обладает ресурсами для проведения предварительных маркетинговых исследований для оценки возможностей рынка. Степень экономических знаний также оставляет желать лучшего. Поэтому для данного сегмента экономической деятельности вопрос легкости ликвидации созданного предприятия таким же важным, как и вопрос регистрации. Это позволяет им действовать «методом проб и ошибок» найти ту нишу, на которой они могли бы создать свой бизнес.
За последние 2 года я на своей шкуре опробовал эту систему. Регистрацию я прошел в качестве индивидуального предпринимателя всего лишь за 3 рабочих дня, предоставив в налоговую инспекцию Худжанда по системе «Единого окна» всего лишь несколько документов и заплатив 80 сомони госпошлины. Проработав 4 месяца себе в убыток, решил аннулировать своё свидетельство. Вот тут то и начались мои приключения.
Как оказалось, при ликвидации не существует системы «Единого окна» и предпринимателю придется серьезно побегать для сбора кучи документов по большому количеству инстанций, половина которых существует в списке без каких-либо четких оснований.
Если на весь процесс регистрации мне потребовалось 3 (три) дня, то на весь процесс ликвидации – 651 (шестьсот пятьдесят один) день.
В списке необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя документов значится 3 наименования, а в списке, необходимом для ликвидации – 10 штук. В частности, вам необходимо собрать следующие виды документов:
1. Заявление Формы №09;
2. Госпошлина – 40 сомони, а также 80 сомони для получения выписки из реестра;
3. Копия паспорта;
4. Оригинал свидетельства;
5. Копия Акта о ликвидации и Решения о ликвидации;
6. Копия последней поданной налоговой декларации;
7. Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам;
8. Справка с банка о закрытии счета;
9. Справка из ОМВД об уничтожении печати;
10. Дело (скоросшиватель).
Из всего этого перечня, наверное, самым легким для получения является копия паспорта. За всеми остальными документами вам придется побегать. Странно, но в этом списке, который дают в самой налоговой инспекции Худжанда, нет справки из Таможенной службы об отсутствии за указанный период времени экспортно-импортных операций по вашему свидетельству. С меня потребовали эту справку два раза – за 2012 год, когда я только подал документы о ликвидации, и за 2013 год – когда предъявили претензию о том, что первая справка уже «устарела».
Причем справка эта выдается таможенниками в течение 10 дней – это норматив, установленный ведомством. В первый раз при ее получении я заплатил 10 сомони и прождал 10 дней и получил эту справку. Во второй раз сделал то же самое, НО по истечении 10 дней моя справка оказалась не готова. По предложению девушки в приемной, которая должна была отдать мне справку, я поднялся на второй этаж к их начальнику, отдел которого обязан выдавать эту справку. Как оказалось, даже после 10 дней эту справку никто из его подчиненных не приготовил и ему самому пришлось потрудиться аж целых … 5 минут для ее выдачи. «Неимоверно трудная работа»!
До сих пор не могу понять какую же роль играют в этом списке «Справка с банка», «Копия последней декларации», «Справка об отсутствии задолженности», поскольку ни их наличие, ни их отсутствие не дают должной информации. Лично в моем случае, например, я не открывал ни в одном банке счета. На вопрос «Откуда же я возьму справку о закрытии счета, если я его вообще не открывал», мне ответили, что я могу принести справку с ЛЮБОГО банка о том, что я не имею там счета. Это я и сделал – пошел в «Агроинвестбанк» и взял за 25 сомони такую справку.
Вся соль с этой справкой заключается в том, что человек может открыть счет, например, в «Амонатбанке», а справку взять в «Агроинвестбанке» и в налоговой никто не будет придираться – никто ничего не проверяет и такая справка – это лишняя бумажка, которая по сути ничего конкретного не дает. «Копия последней декларации» - это уже нонсенс!
ВСЕ декларации находятся в самой Налоговой инспекции, тогда стоит ли требовать их копии еще и у предпринимателя?! Им же легче просто открыть папку с личным делом предпринимателя и скопировать оттуда эту декларацию, так нет, они требуют и это. О «справке об отсутствии задолженности» и говорить стыдно – сейчас создали электронную базу данных для учета и контроля деятельности предпринимателей и для того, чтобы узнать имеет ли тот или иной предприниматель задолженность по уплате налогов, достаточно сотруднику Налоговой инспекции открыть эту базу данных и посмотреть там, а не отправлять предпринимателя бегать по разным этажам их ведомства, заставлять его стоять в очередях по нескольку часов.
Я изначально не начал спорить и «качать» права, чтобы получить как можно более достоверные сведения о сроках, которые могут сложиться в процессе сбора всех документов. Однако, в конце декабря 2013 года, когда я в очередной раз пошел в Налоговую и отнес папку с собранными документами, сославшись на «занятость» ее отказались у меня принять.
С этого момента я решил действовать по их же бюрократической системе – вышел из Налоговой и прямиком отправился на «Почту» и отправил свою папку с документами, сделав опись всего ее содержимого, по почте. Как показала эта практика, все мои личные визиты остались на одной чаше весов и эта отправка по почте – на другой. Система зашевелилась и после этого, ответив мне в письменной форме о перечне необходимых документов, все мои документы отправили в областную налоговую. Правда, где-то в середине этого процесса мне звонили и просили обновить некоторые справки, но эти просьбы я проигнорировал – «Им нужны, пусть сами их и обновляют!», - подумал я.
Как оказалось, даже с этими «устаревшими» справками ликвидация возможна. Прошел еще где-то месяц, в течение которого мне в областной налоговой подготовили ликвидационный акт и решение главы управления о ликвидации, я отнес эти документы в городскую инспекцию и в итоге лишь 19 марта 2014 года – после 651 дня после подачи 6 июня 2012 года заявления о ликвидации, мне выдали выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с информацией о том, что моё свидетельство индивидуального предпринимателя наконец-то аннулировано.