Работающие в Вашингтоне представители Таджикистана выступили против тенденции рассматривать проблемы водных ресурсов в Центральной Азии через призму проекта Рогунской ГЭC, подчеркнув, что проблема воды во всем центрально-азиатском регионе носит гораздо более глубокий и системный характер.
Свою аргументацию таджикские эксперты представили в ходе эмоциональной дискуссии на семинаре в Институте Центральной Азии и Кавказа при Университете имени Джона Хопкинса в Вашингтоне, где на минувшей неделе с докладом на тему «Управление водными ресурсами в Центральной Азии: проблемы и возможности» выступил политолог из Узбекистана Элбек Саидов, который назвал Рогунский проект в числе целого ряда факторов, которые усугубляют сложную ситуацию в сфере водных ресурсов в Центральной Азии.
«А не кажется ли вам, что существует главная причина всех этих трудностей, которые мы уже имеем в сфере управления водными ресурсами – а мы уже почти потеряли Аральское море, которое уже фактически не существует – это то, что Вы, уважаемый представитель Узбекистана, даже не упомянули, а именно, что ваша страна производит 4 миллиона тонн хлопка, для чего, конечно же используется вода. Вы также не упомянули искусственные озера, которые продолжает строить Ваша страна Узбекистан, где уже появилось более 200 таких озер – и при этом Вы более 20 раз упоминаете Рогунскую ГЭС в Таджикистане, строительство плотины для которой еще не началось», парировал временный поверенный в делах Таджикистана в США Фархад Салим.
Напомнив: что «Всемирный банк сейчас проводит международную экспертизу проекта Рогунской ГЭС», таджикский дипломат подчеркнул, что «Всемирный банк работает по вопросу о Рогунской ГЭС со всеми странами региона».
«Последняя встреча экспертов Всемирного банка состоялась в Алма-Ате в Казахстане. Там были представлены Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, но знаете кого там не было? Там не было Узбекистана», напомнил Салим.
«Если вы 25 раз упоминаете Рогун, но при этом не называете настоящую причину проблемы водных ресурсов, то это неуважение к аудитории», заявил он.
По мнению таджикского политолога Мухиддина Тоджиева, работающего сейчас в Университете имени Джорджа Мэйсона (штат Вирджиния), неверными являются также утверждения, что Таджикистан намерен построить Рогунскую ГЭС исключительно для переброски электроэнергии в страны Южной Азии.
«Экспорт в Южную Азию не является целью строительства Рогунской ГЭС. Главной целью является удовлетворение потребностей населения страны в электричестве», сказал политолог, подчеркнув, что в целом ряде отдаленных районов Таджикистана подача электроэнергии до сих пор ограничена несколькими часами в день.
При этом Тоджиев потребовал подкрепить конкретными научными расчетами часто выдвигаемый тезис о том, что возведение в Центральной Азии крупных гидроэлектрических объектов может нанести урон соседним странам.
«Если они у вас есть, представьте, пожалуйста, каие-либо научно-обоснованные данные о том, какой урон может быть нанесен другим странам, если, к примеру, будет осуществлен проект Рогунской ГЭС, но и не только по Рогуну, но и по другими крупным гидроэлектростанциям, включая Камбаратинскую ГЭС в Кыргызстане, вокруг которой тоже идет очень много споров», сказал таджикский ученый в ходе дискуссии после презентации Саидова.
В своем докладе Саидов, который является стипендиатом ЮНЕСКО, перечислил целый ряд исторических, экономических и политических причин, лежащих в основе проблемы водных ресурсов Центральной Азии. К числу этих проблем он отнес также «экстенсивную разработку и сверхэксплуатацию природных ресурсов» региона во времена Советского Союза, приведя в пример строительство Каракумского канала, а также проект Рогунской ГЭС.
«Другим таким примером является Рогунская ГЭС, строительство которой было начато в 1976 году и которая станет самой высокой плотиной в мире, но которая вызывает больше вопросов, чем ответов, включая безопасность плотины, а также экологические и социальные последствия, оценка которых не была произведена экспертным сообществом», сказал докладчик, главной темой презентации которого был вывод о необходимости соблюдать при решении проблемы водных ресурсов в Центральной Азии «баланс интересов» всех без исключения представителей региона.
«Чтобы найти правильное решение для этой проблемы, необходимо учитывать все аспекты – исторические, политические, геополитические, экономические и социальные. Нехватка воды в регионе не является следствием недостатка водных ресурсов. Это результат неверного распоряжения этими ресурсами, а также централизованного подхода. Странам региона необходимо продолжать диверсификацию своих экономик и сельскохозяйственные реформы», подчеркнул Саидов.
«Еще одним аспектом является необходимость того, чтобы все участники осознали выгодность сотрудничества и воздерживались от каких-либо односторонних действий на трансграничных реках ради достижения баланса интересов. Баланс интересов это самое главное», подчеркнул Саидов в своем докладе на семинаре, который вел председатель Института Центральной Азии и Кавказа профессор Фредерик Старр.
По данным Всемирного банка при финансировании с его стороны сейчас проводятся два исследования, включая Технико-экономическую оценку (ТЭО), которую готовит международный консорциум с участием таких известных инженерно-консалтинговых фирм как Coyne et Bellier (Франция), Electroconsult (Италия) и IPA Energy & Water Consulting (Великобритания), а также Оценку экологического и социального воздействия (ОЭСВ), которую готовит компания P?yry (Швейцария). Оба исследования проводятся международными консультативными фирмами, отобранными на конкурсной основе Правительством Республики Таджикистан, и финансируются в рамках проекта Международной ассоциации развития при поддержке специалистов Всемирного банка.
Помимо этого, Всемирным банком были созданы и финансируются две независимые Группы экспертов: Группа по инженерным вопросам и вопросам безопасности плотин и Группа по оценке экологического и социального воздействия. Роль этих групп заключается в обеспечении тщательного изучения и соблюдения международных стандартов качества, а также объективности и надежности исследований путем предоставления независимых рекомендаций и выводов. Группы экспертов состоят из признанных международных специалистов.
Проект Рогунской ГЭС на реке Вахш в Таджикистане мощностью 3,6 тысяч мегаватт предполагает строительство самой высокой в мире плотины максимальной высотой 335 метров, которая по размерам превзойдет построенную в 2008 году в Китае плотину «Три ущелья». Ожидается, что Рогунская ГЭС сможет вырабатывать 13,3 тераватт-часов электроэнергии в год.
В то же время в официальной «информации о ходе проведения Оценочных исследований по Рогунской ГЭС», распространенной Всемирным банком в Вашингтоне в декабре, подчеркивается, что, «принимая во внимание значительные изменения в гидроэнергетике и науке о климате за последние три десятилетия, Таджикистану необходимо применить современный международный опыт и стандарты для обеспечения безопасности и долгосрочной экономической целесообразности проекта.»
«Более того, для обеспечения доверия международного сообщества, необходим прозрачный процесс проверки качества исследований в соответствии с международной практикой под наблюдением международных экспертов», подчеркивается в сообщении.
«В ходе недавнего визита в Таджикистан Директора по стратегии и проектам Всемирного банка в регионе Европы и Центральной Азии Теодора Алерса, вместе с Правительством Республики Таджикистан был рассмотрен ход выполнения оценочных исследований по Рогунской ГЭС. Обе стороны вновь подчеркнули важность завершения исследований в соответствии с признанными международными стандартами с тем, чтобы подробно изучить вопросы, связанные с безопасностью плотины, а также экологические и социальные аспекты», подчеркнул Всемирный банк.
Строительство Рогунской ГЭС было начато еще в 1976 году, но проект был заморожен после развала бывшего Советского Союза. В связи с тем, что стройплощадка на Рогунской ГЭС не была защищена, первая очередь плотины была разрушена селевым потоком и стоимость проекта значительно возросла. Согласно ряду оценок, эта стоимость сегодня превышает 3,5 миллиарда долларов.
Опубликованные в прессе данные показывают, что в период с 2009 по 2011 годы правительство Таджикистана израсходовало на проект Рогунской ГЭС около 420 миллионов долларов и что согласно имеющимся планам расходы в 2012 году могут составить еще 223 миллиона долларов.