Сколько реально стоит ТЭЦ Душанбе-2, на каких условиях построена централь и почему подрядчик именно китайская TBEA?
На эти и другие вопросы «АП» ответил директор ОАО TBEA в Таджикистане Ван ЦЗЯНЬ.
ТЭЦ есть, инфраструктуры нет
- Выбор подрядчика для такого важного и дорогого объекта, как ТЭЦ-2, не был прозрачным. Например, известно, что не проводился тендер. Почему строите именно вы и чья это инициатива – строительство ТЭЦ?
- Наша компания начала работать здесь в 2006 году в рамках ШОС. Первые наши проекты – ЛЭП 500 кВ «Юг – Север» и 220 кВ «Лолазор – Хатлон». В 2008 году была встреча председателя нашей компании (главного лица) с руководством Таджикистана. Нам было поручено ускорить строительство ЛЭП «Юг – Север» и завершить проект до 2009 года, хотя мы должны были завершить его до конца 2010 года. Эта было главной темой той встречи.
Но на ней также обсуждались пути решения проблемы с дефицитом электричества в зимний период. И президент республики спросил: что вы можете предложить для решения этой проблемы? В 2008 году, помню, здесь были сильные холода, в самом городе была большая проблема с обеспечением энергией. Мы здесь работали и знали ситуацию, и наш председатель предложил строить ТЭЦ, на основе угля. Потому что газ здесь не реален в решении проблемы: он дорого обойдется из-за импорта, и им невозможно обеспечивать стабильно.
В то же время Таджикистан имеет очень большой запас угля. Это единственный выход.
Встал также вопрос о финансировании. Большой долг Таджикистана не позволял брать кредит, превышая лимит. Правительство поручило решить и технический, и финансовый вопрос Министерству энергетики и промышленности совместно с нашей компанией. И этот вопрос потом мы детально обсудили с Минэнергопромом.
- Вы говорите, что вы предложили ТЭЦ как решение проблемы. Но ведь инфраструктуры для этой ТЭЦ нет, и подавляющее большинство населения не получит энергию…
- Мы поднимали вопрос о том, что система отопления не работает. Они хотели, чтобы это решили также мы. Но мы не взяли это на себя. Потому что это очень сложно, мы не можем решить этот вопрос.
И вопросы теплоснабжения, обслуживания внутриквартальных теплотрасс не входят в компетенцию Минэнергопрома, а входят в компетенцию города.
Окончательная цена ТЭЦ-2 еще не известна
- По поводу стоимости ТЭЦ. С самого начала назывались разные цифры – сначала $600 млн, потом $80, потом $30 млн. Почему такие разные цифры?
- Это взято с воздуха. Я не знаю, откуда это брали. В первоначальном, предварительном ТЭО было указано $400 млн, с мощностью 2х135 МВт. Правительство просило представить несколько вариантов проекта. Этот проект был первым вариантом.
А после определения вида финансирования - что оно будет выполняться «ресурсным методом» - мы начали изучать месторождения и имеющиеся по ним данные. И наши специалисты подсчитали, что от этих месторождений не выйдет такая сумма. Поэтому мы сделали экономический анализ совместно с банками-кредиторами и опять начали переговоры с правительством.
Сначала мы посчитали на сумму $200 млн и представили смету в Управление вневедомственной государственной экспертизы проектов строительства Комитета строительства и архитектуры. Экспертиза утвердила предварительную стоимость в $178 млн.
- Что значит предварительная стоимость?
- Мы построили ТЭЦ-2 за счет кредитов, привлеченных нашей компанией. По кредиту «Эксимбанка» Китая на проект «Юг – Север» гарантией было правительство Таджикистана. А в проекте ТЭЦ-2 по «ресурсному методу» мы берем для строительства кредиты сами, гарантией также выступает наша же компания. Это коммерческие кредиты, проценты которых стоят минимум 8-9% годовых.
$178 млн – это предварительное заключение. В мае – июне, после завершения проекта, мы посчитаем окончательную стоимость всех работ и процентов.
- После того как стало известно, что подрядчиком реконструкции Бишкекской ТЭЦ стала ваша компания, кыргызские специалисты, возразив, сказали, что у компании нет опыта в строительстве ТЭЦ, кроме таджикской. То есть до душанбинской ТЭЦ-2 компания не сооружала ТЭЦ?
- Когда запустили первую очередь душанбинской ТЭЦ-2, и кыргызские, и таджикские СМИ вышли с критикой нашей ТЭЦ и компании. Это специально организованная нашими конкурентами кампания. Я недавно написал в правительство Таджикистана и Министерство энергетики и водных ресурсов, что я приглашаю делегацию правительства, СМИ, представителей общественности и могу показать несколько ТЭЦ в Китае, которые реализовывала наша компания. Два агрегата по 50 МВт не считается сложной технологией в Китае.
Опыт у нас был. Мы ранее строили для своей компании в Китае одну ТЭЦ мощностью 2*150 МВт (февраль 2010 – январь 2011), другую – 2*350 МВт (июль 2011 – декабрь 2012).
Сейчас мы строим в Китае ТЭЦ мощностью 2х660 МВт.
«Никакие экологические нормы ТЭЦ не превышает»
- По строительству ТЭЦ-2 было много замечаний в заключениях министерств и ведомств. Например, неприемлемым называлось само место строительства, прежде всего из-за экологии. Но, тем не менее, объект был построен. Это нормально - строить такой объект в черте города?
- Выбор места для строительства ТЭЦ-2 являлся сложным вопросом. Инженер нашей компании с таджикскими специалистами обсуждали место очень долго. ТЭЦ-2 имеет две функции: вырабатывать электроэнергию и подавать тепло для города. И выбранное место имеет много преимуществ: находится на северной окраине города, близко от центральной тепловой сети города, от передающей подстанции 500 кВ Душанбе всего 9 км, уголь из Зидди не будет проходить через весь город, загрязнений для города будет меньше.
Самые главные, господствующие ветра, более 85%, приходят над Душанбе по направлению от запада и юго-запада, и поэтому специалистами после долгого обсуждения был принят данный вариант.
- Вы читали заключения министерств и ведомств по данному проекту, знаете, какие у них были претензии?
- Процедура такая: мы представили Минэнергопрому Таджикистана предварительный проект, по нему получили заключения, согласованные с профильными министерствами и ведомствами, и начали работы. И после завершения работы мы должны были представить им рабочие чертежи для получения окончательной экспертизы. После запуска мы представили чертежи, и они провели экспертизу, заключения - удовлетворительные – никакие экологические нормы ТЭЦ не нарушает.
И с самого начала строительства был технадзор со стороны заказчика. По завершении каждого этапа или вида работы, они должны подписаться в актах, что они согласны и принимают работу. Эти акты своевременно подписаны.
- А вы знаете о позиции и претензиях Комитета по охране окружающей среды?
- После пуска первого агрегата ТЭЦ-2 Экология проводила 2 раза проверку по выбросам - по заключениям экологической экспертизы, все результаты соответствуют установленным нормам.
- А независимая экологическая экспертиза была проведена?
- Перед строительством, в соответствии с требованиями, все документы мы представили Министерству энергетики и промышленности РТ. И это они должны были решить этот вопрос.
- После запуска первого агрегата ТЭЦ район накрыло черным дымом. Что это было?
- Перед запуском ТЭЦ происходит пуско-наладка: проверка и приведение в рабочее состояние оборудования. Для подогрева котла до 500 градусов из-за отсутствия природного газа мы использовали солярку. У нас сейчас продолжаются пусконаладочные работы, они должны проходить 3 месяца. Очевидно, и в дальнейшем при запуске будет использоваться солярка.
Но после запуска при работе на угле фильтрация составляет 99,8%. Исключаются какие-либо угрозы для здоровья людей и окружающей среды. К примеру, угроза ТЭЦ в сравнении с Цемзаводом в десятки раз меньше.
Увеличивать мощность ТЭЦ TBEA согласна только за живые деньги
- После запуска первой очереди речь шла о дальнейшем увеличении мощности ТЭЦ до 400 МВт. Насколько это реально?
- Можно увеличить мощность до 300 МВт. После запуска первой очереди у нашего председателя была встреча с президентом Таджикистана, где это обсуждалось. У нашей ТЭЦ, как я уже говорил, есть две функции: она подает электроэнергию и тепло. Теплом будет обеспечиваться город, а в зимний период при увеличении мощности в Таджикистане был бы почти снят энерголимит.
Руководство Таджикистана дало нам поручение сделать ТЭО. Потому что такая мощность – очень большая нагрузка для города: надо обеспечивать уголь, возить из Зидди. Сейчас нашим специалистам с таджикскими коллегами надо решить эти вопросы, а нам, как подрядчикам, нужно предложить и экологически, и экономически лучший вариант проекта. Что касается финансирования, этот вопрос еще не решён.
- А что приемлемо было бы для вас – «ресурсный метод» или плата деньгами?
- Честно говоря, для 300 МВт мы бы не хотели ресурсный метод. Это большой риск для нашей компании. Например, мы уже ТЭЦ построили, но пока ничего не получили, даже не знаем, сколько есть запасов в определенных нам месторождениях…
Поэтому мы предлагаем правительству решить этот вопрос в рамках ШОС кредитом из китайского «Эксимбанка». Он дает льготные кредиты не больше 2%.
- Сейчас какую роль играет компания в работе ТЭЦ?
- У нас по контракту в связи с эксплуатацией ТЭЦ был такой вариант: после строительства мы отправим свою эксплуатационную команду – 100 специалистов. Их задачи – обеспечение нормальной эксплуатации ТЭЦ и обучение 200 местных специалистов в течение двух лет для дальнейшей эксплуатации централи. Сейчас наши специалисты здесь и обучают персонал ТЭЦ. Кроме этого, 60 главных специалистов должны были пройти 3-месячное обучение в Китае, что уже было сделано.
- Насколько вы довольны сотрудничеством с местными органами?
- Мы очень довольны нашей деятельностью в Таджикистане. Не было никаких недопониманий и проблем. Правительство всегда пытается помогать. Никогда не скажет, что, мол, это ваша проблема. Всегда идет навстречу, говорит: всегда обращайтесь, поможем. Мы завершили досрочно наш первый проект «Юг – Север», и это не только усилия нашей компании, это и большие усилия со стороны правительства. Если были бы проблемы со стороны правительства, это отразилось бы на нашей деятельности.
Ровно на год раньше мы запустили один агрегат, а это сделать даже в Китае очень трудно.