На недавней торжественной церемонии открытия душанбинской ТЭЦ-2 было заявлено, что построенная станция уже в следующем осенне-зимнем сезоне будет обеспечивать 40% населения города горячей водой и теплом.
Мощности новой станции хватает, с топливом тоже определились, но этим обещаниям может серьезно помешать городская инфраструктура, вернее, ее почти полное отсутствие.
ЕЖЕГОДНО, когда в Душанбе наступает период подключения горячей воды и централизованного отопления, те счастливчики, которые еще не забыли истинное предназначение батарей в своих домах, сталкиваются с кучей проблем: трубы текут, подвалы сыреют, сантехников не хватает. Даже если жилой дом находится в благодатной зоне города, которая получает тепло и горячую воду, совсем не факт, что до каждой квартиры или подъезда дойдут эти услуги: ремонту подвергаются только центральные магистрали, а что касается внутридомовых теплосетей, то ими практически никто не занимается.
Дело в том, что теплосети, подающие горячую воду в микрорайоны столицы, и распределительные сети находятся в ведении Душанбинского предприятия тепловых сетей (ДПТС), а контроль над состоянием внутренних систем отопления и горячего водоснабжения (подвалы домов и квартиры) лежит на самих собственниках жилья, т.е. на простых гражданах. Что изменится в случае с ТЭЦ-2? Фактически ничего, т.к. несмотря на обещания, данные на церемонии открытия новой станции, о том, что в следующем сезоне душанбинцы получат долгожданное тепло и горячую воду, работа ведется только над центральными теплотрассами, а внутридомовая инфраструктура остается без изменений.
При этом за почти 20 лет отсутствия услуг теплоснабжения большая часть душанбинских теплосетей превратилась в авгиевы конюшни: радиаторы и батареи, да и вообще всю внутриквартирную разводку жители Душанбе отрезали за ненадобностью, а те, которые еще остались, пришли в негодность из-за долгого простоя.
Чтобы снабдить 40 процентов населения столицы теплом и горячей водой (как обещалось на открытии ТЭЦ-2), придется восстановить теплосети в тысячах многоквартирных домов столицы, но ответственных за эту работу мы так и не нашли...
Ответственности никто не несет
КУРАТОРЫ проекта новой ТЭЦ-2 из числа сотрудников Министерства энергетики и водных ресурсов на момент выхода материала были в зарубежных командировках; лица, их заменяющие, на вопросы о подготовке инфраструктуры отвечать отказались; впрочем, анонимный источник в ДПТС в интервью по телефону признался, что работа ведется только над центральными магистралями, ответственность за внутридомовую инфраструктуру ни на кого пока не была возложена, как и прежде, ею должны заниматься собственники жилья.
Не занимаются внутридомовыми теплосетями и в ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство».
- Наша организация не вовлечена в процесс подготовки городской инфраструктуры для работы новой ТЭЦ, - заявил журналистам на пресс-конференции глава ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Алимурод Тагоймуродов. – Для восстановления инфраструктуры необходимы большие средства. К примеру, в Вахдате, в районе Рудаки, в Согдийской области у нас есть готовые, функциональные котельные, но население все равно не получает тепло и горячую воду, т.к. теплосети, построенные более 40, а то и 60 лет назад, нуждаются в капитальном ремонте, на который не хватает средств.
- Кто несет ответственность за внутридомовую инфраструктуру?
- Никого винить нельзя. Для восстановления инфраструктуры требуются большие капиталовложения, к поиску инвестиций могут подключаться городские хукуматы, - сказал Тагоймуродов.
- За внутридомовую инфраструктуру на сегодняшний день фактически никто не отвечает, - говорит председатель Союза потребителей Таджикистана Бахадур Хабибов. - У внутридомовых коммуникаций нет собственника. Горожане не могут нести ответственность за чужое или ничейное имущество; ответственность по содержанию имущества наступает с того момента, как собственник вступает в права владения; в случае с внутридомовыми коммуникациями такого факта не было.
По словам Б. Хабибова, до развала Союза весь многоквартирный жилой фонд, за редким исключением, принадлежал государству, соответственно, вся внутридомовая и внутриквартирная инфраструктура тоже. При этом она находилась на обслуживании у государственных жилищно-эксплуатационных организаций. С началом процесса приватизации жилья квартиры перешли в собственность граждан, но законы не указывали порядок владения и распоряжения общими коммуникациями, инфраструктурой и другими частями общего пользования в многоквартирных домах. Используя общие нормы законодательства, поставщики электричества и газа разобрались: до счетчика обслуживание идет со стороны снабжающей организации, от счетчика - за счет потребителя. Но до сих пор спорными остаются трубы холодного водоснабжения, за которые никто не хочет нести ответственность. По общим нормам закона доставка услуг является задачей поставщика услуг, но на практике этого не происходит.
- Точно такая же ситуация будет и с теплосетями, - говорит Б. Хабибов.
Кроме того, он отмечает, что вся система теплоснабжения Таджикистана была построена в благополучное советское время, когда энергоресурсы не были проблемой и вопросы по их экономии не стояли так остро. Если продолжать такой же тип теплоснабжения, то тарифы на услуги предприятия теплосетей должны постепенно взлететь до заоблачных высот, но главное, это будет крайне неэффективно с энергетической точки зрения. Тепло в домах сегодня во всем мире обеспечивается мерами по теплоизоляции многоквартирных домов. Это еще одна огромная задача для обеспечения эффективной работы будущей ТЭЦ, которой сейчас практически никто не занимается.