Примерно в 2,5 раза превышают данные министерства коммерции Китая по таджикско-китайскому торговому обороту за 11 месяцев прошлого года официальную статистику Таджикистана.
Посол Таджикистана в Китае Рашид Алимов на днях в ходе пресс-конференции в Пекине, озвучивая данные китайского министерства, сообщил, что взаимный товарооборот двух стран за 11 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года вырос на 1,1%, составив $1 млрд. 672 млн.
По данным же Агентства по статистике при президенте РТ, за указанный период Таджикистан и Китай наторговали всего на $631 млн. Рост товарооборота по сравнению с этим же периодом 2012 года составил 2,1%.
Такие ощутимые расхождения между официальной статистикой Таджикистана и Китая по торговому обороту за последние годы встречаются часто.
В Таможенной службе при правительстве РТ основной причиной этих расхождений называют применение таможенными органами двух стран разных методологий ведения статистики.
«В Китае используют одну методологию, у нас - другую», - заявляют в таджикском таможенном органе.
Источник подчеркивает, что в странах бывшего СССР применяется методология, одобренная соответствующим соглашением между этими странами. В Китае же, по словам таджикских таможенников, действует совсем иная методология.
Можно было бы поверить утверждениям относительно методологии, если бы не было сравнительно точное совпадение между статистикой двух стран по экспорту таджикских товаров в Китай и наоборот – ощутимое расхождение по поставкам китайских товаров на таджикский рынок.
По данным китайского министерства коммерции, озвученным на пресс-конференции в Пекине Алимовым, экспорт товаров из Таджикистана на китайский рынок по итогам 11 месяцев 2013 года составил $85,6 млн. Согласно же данным Агентства по статистике при президенте РТ, из Таджикистана в Китай было экспортировано товаров на сумму около $84 млн.
Импорт китайских товаров в Таджикистан за 11 месяцев сложился на сумму $1 млрд.586 млн., сообщает Алимов со ссылкой на китайскую статистику. Между тем, в таджикском статистическом органе утверждают, что китайских товаров в республике за этот период поступило всего на $548 млн.
Проше говоря, если бы дело было в методологии, были бы, наверное, и расхождения по экспорту таджикских товаров в Китай.
Тем временем, многие таджикские экономисты склонны считать, что основная причина расхождения между статданными двух стран по импорту китайской продукции в РТ заключается в том, что многие товары, проходя необходимые процедуры на таможенной границе Китая, пропускаются без нужного оформления на таджикскую территорию.