«Вот уже более 20 лет электроэнергетическая отрасль республики претерпевает изменения (что не означает развития) без глубокого анализа принимаемых решений и без оценки ожидаемых последствий реализации необоснованных предложений по конфигурации электрических сетей высокого напряжения 220–500 кВ».
Это мнение Сухроба БУРХАНОВА - инженера-электрика, проработавшего в системе энергетики Таджикистана долгие годы.
Душанбинская ТЭЦ-2
КОНЦЕПЦИЕЙ развития отраслей топливно-энергетического комплекса республики на период 2003–2015 годов предусматривалось строительство тепловой электростанции на севере республики на базе Шурабского месторождения углей. Это было разумное решение, так как в энергодефицитнейшей Согдийской области в дополнение к Кайраккумской ГЭС появился бы надежный источник электрической энергии.
Однако вопреки здравому смыслу началось и уже завершается сооружение новой теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) в пойме реки Варзоб, где она будет источником постоянной экологической опасности загрязнения токсичными отходами питьевой воды для жителей северной части города.
Кроме того, роза ветров в этой зоне такова, что львиная доля ее выбросов будет оседать на северной и части центральной территории столицы, а оставшаяся доля выбросов будет осыпать головы жителей Варзобского ущелья на протяжении многих километров вверх по течению реки.
С экономической точки зрения данная ТЭЦ станет для энергосистемы черной дырой, в которую будет утекать больше денег, чем заработает энергосистема за счет реализации продукции данной теплоэлектроцентрали.
Из институтского курса по экономике энергетики известно, что самым дорогим способом доставки топлива для тепловых станций является использование автотранспорта. Следует предположить (из-за отсутствия открытых данных, в том числе и в Интернете, на сайте Минэнергопрома), что себестоимость выработанной на этой ТЭЦ электроэнергии составит порядка 20-25 американских центов за 1 киловатт-час при отпускном тарифе на уровне 3-4 центов. Здесь требуется либо дотация со стороны правительства, что невероятно при дефиците госбюджета, либо адекватная компенсация энергосистеме финансовых потерь за счет налогов, чтобы сохранить в отрасли оборотные средства и хотя бы часть прибыли для дальнейшего ее существования и какого-либо развития.
Неизвестно, кто и за какие деньги займется восстановлением внутридомовых тепловых сетей, которые в большинстве демонтированы жителями, либо пришли в негодность в результате длительного (более 20 лет) отсутствия эксплуатации. Следует ожидать, что значительную часть этих затрат переложат на кошельки горожан, большинство которых вряд ли обрадуются столь дорогому долгожданному теплу.
Прокладка новых магистральных и распределительных теплосетей, реконструкция ранее существовавших, которые проще заменить на новые, также требует значительных финансовых затрат, источники которых неясны. При этом неизвестно, разработана ли схема теплоснабжения части города, предполагаемой к присоединению к новой ТЭЦ? Словом, вопросов больше, чем ответов.
А что будет твориться с единственной стратегической связью Юга и Севера республики - автодорогой Душанбе – Чанак на участке от ТЭЦ до угольных месторождений – нетрудно представить…
(Более подробно о ТЭЦ-2 и проблемах, связанных с ее строительством, читайте в следующем номере «АП»)
Точечная застройка
СЛОЖИВШАЯСЯ за много десятилетий схема электроснабжения левобережной части Душанбе основана на распределительных сетях напряжением 6 кВ. Трансформаторные подстанции (ТП) и кабельные линии (КЛ) в большинстве своем отслужили не один допускаемый техническими регламентами срок. Интенсивный рост нагрузки на них, что будет обусловлено присоединением новых многоэтажных домов без усиления действующей сети, приведет к резкому росту аварий и выходу ТП и КЛ из строя на длительные сроки, что оставит без электроэнергии как новых, так и прежних жителей прилегающих частей города.
Грубейшей ошибкой энергоснабжающей организации является выдача разрешений на присоединение новых значительных мощностей без реконструкции и усиления внешних городских сетей, без строительства новых опорных подстанций высокого напряжения, разгрузочных ТП и КЛ 6 кВ.
Последние лет 20 не уточнялась схема развития и реконструкции городских электрических сетей, несмотря на беспрецедентный рост нагрузок, вызванный переходом социальной сферы на электроотопление и электропищеприготовление.
Еще большую напряженность в обществе могут вызвать аварии в системе канализации и недостаток воды в системе водоснабжения, которые также не реконструируются при подключении к ним новых емких потребителей.
Электрические сети Таджикистана
ФОРМИРОВАНИЕ и развитие электрических сетей энергосистемы осуществляется на основе строгого расчета. Предварительно составляется топливно-энергетический баланс (ТЭБ), характеризующий прирост нагрузок на расчетный период по территории республики. Затем определяются центры нагрузок, где предположительно должны строиться новые опорные электроподстанции (ПС). После этого разрабатываются варианты новых и объемы усиления действующих электрических сетей на основе минимизации потерь энергии, производятся расчеты на статическую и динамическую устойчивость и т.д. и т.п.
Межгосударственные (межсистемные) линии электропередачи определяются, как правило, региональными проектными организациями на основе планов развития энергосистем сопредельных государств и потоков передаваемых мощностей.
Для новых электростанций разрабатываются схемы выдачи их мощности в энергосистему с соответствующей корректировкой существующих и разработкой конфигурации перспективных электрических сетей конкретной страны и, при необходимости, объединения энергетических систем (ОЭС).
Последние разработки схем развития таджикской энергосистемы и ОЭС Средней Азии были выполнены в 1985 году Среднеазиатским отделением института “Энергосетьпроект’’ (САО ЭСП) в Ташкенте. Примерно в эти же годы ими была начата разработка схемы выдачи мощности Рогунской ГЭС, которая не была завершена по известным причинам - развал СССР. Согласно проработкам САО ЭСП, основная выдача мощности Рогуна предполагалась в Узбекистан: отдельными линиями на ПС 500 кВ “Сурхан’’ и в Самаркандскую область. Третью линию планировали построить до Сангтудинской ГЭС-1 (проект был разработан и утвержден “Барки Точик’’) с последующим выходом на Афганистан и Пакистан.
Вопрос с четвертой линией оставался открытым, хотя энергосистема настоятельно продвигала идею строительства ВЛ 500 кВ “Юг–Север’’ для объединения южной части таджикской энергосистемы с северной (на необходимости строительства линии Рогунской ГЭС – ПС “Ленинабад 500’’ автор этих строк настаивал с начала 80-х годов прошлого столетия). И только в конце 80-х – начале 90-х годов была выбрана трасса этой линии, но разработка проекта так и не состоялась.
Думается, подготовленные проектной организацией совместно со специалистами “Барки Точик’’ материалы выбора трассы линии “Рогунская ГЭС – ПС “Ленинабад’’ (Согд) 500’’ следует, после необходимой корректировки, использовать для проектирования и строительства второй линии 500 кВ с юга на север республики. Трасса не простая, однако к любому ее отрезку есть возможность практически круглогодичного подъезда. Построенная же китайскими специалистами линия ПС “Душанбе’’– ПС “Сугд” крайне труднодоступна в осенне-зимние сезоны в случае возникновения на ней аварийных ситуаций (обрыв проводов или падение опор под тяжестью гололеда).
В прошлом, когда предварительно рассматривалась возможность выдачи мощности в Афганистан и Пакистан, по просьбе энергосистемы Сибирским НИИ энергетики были просчитаны три варианта передачи энергии: первый - на напряжении 500 кВ; второй - на напряжении 750 кВ и, наконец, третий - постоянным током. Расчеты показали, что наиболее экономичен 1-й вариант, 2-й дороже на 17-20 процентов, а 3-й – на 40 процентов.
В случае принятия варианта передачи энергии в Южную Азию на напряжении 500 кВ (CASA-1000) целесообразно на правом берегу р. Пяндж – в точке раздела ответственности сторон (РТ и ИРА) - построить переключательный пункт 500 кВ (ПП-500). Это необходимо для дальнейшего развития связей таджикской энергосистемы с Ираном и Туркменией и выхода на него в перспективе Даштиджумской ГЭС на р. Пяндж.
…Таковы вкратце предложения по развитию сети 500 кВ в связи со строительством и вводом в эксплуатацию Рогунской ГЭС и реализацией проекта CASA-1000 (южный участок).
Предложенный же ОАХК “Барки Точик” к рассмотрению иностранными экспертами вариант развития сетей на период до 2031 года (отчет N P002378 RP 37 ред. Б в составе экспертизы Рогунской ГЭС, июль 2013г.) безграмотен и не выдерживает никакой критики, так как, образно говоря, высосан из пальца и не основан ни на каком расчете!
Пока есть время до продолжения строительства и ввода 1-й очереди РГЭС, энергосистеме необходимо на тендерной основе заказать специализированной проектной организации разработку схемы развития энергосистемы Таджикистана на 5–10-летний период и корректировку схемы выдачи мощности Рогунской ГЭС.
О Рогунской ГЭС
ЭТОТ многострадальный объект, бывший когда-то гордостью ташкентских проектировщиков и, по сути, включенный в союзные планы гидростроительства по настоянию тогдашнего руководства Узбекистана, задавшего выгодные для них же настоящие параметры станции, сегодня вызывает ярое сопротивление нынешнего правительства соседнего государства. Такое неприятие строительства РГЭС президентом РУ приводит к печальному выводу, что в основе данной политики лежат не заботы о благе собственного народа, а скорее политические мотивы, пересиливающие разумные доводы о пользе сооружения этого объекта для всех стран Центрально-Азиатского региона.
Как было сказано выше, параметры гидростанции (мощность 3600 МВт) и объем водохранилища (13,3 кубокилометра) были определены, в первую очередь, исходя из интересов двух республик низовья Амударьи. С вводом РГЭС и при условии наполнения ее водохранилища предполагалось дополнительное освоение около 350 тыс. га новых земель и улучшение водообеспеченности примерно 4 млн га орошаемых площадей. В частности, РГЭС должна была обеспечить водой и электроэнергией новые насосные станции общей мощностью 800 МВт для орошения Каршинской и Сурхандарьинской степей в соседнем Узбекистане и повысить гарантированность водоподачи в Каракумский канал.
Сегодня и, наверное, в обозримом будущем восстановление электрической связи таджикской энергосистемы с энергосистемой Узбекистана на юге весьма маловероятно из-за демонтажа нашими соседями линий 500 кВ Регар – Гузар и Регар – Сурхан. Учитывая сказанное и их крайне негативное отношение к строительству РГЭС, на мой взгляд, имеет смысл пересмотреть параметры гидростанции. При сохранении проектных показателей высоты плотины и объема водохранилища считаю целесообразным предложить к рассмотрению вариант уменьшения установленной мощности РГЭС до 2400 МВт, то есть ограничиться установкой на станции 4 агрегатов по 600 МВт.
Как отмечалось выше, параметры станции были определены в основном пожеланиями наших соседей. В нынешней ситуации во главу угла следует выдвинуть интересы Таджикистана, который, из-за отсутствия в стране органического топлива, практически не имеет в составе энергосистемы достаточно мощных тепловых станций, способных обеспечить население и экономику республики электроэнергией в осенне-зимние сезоны.
Уменьшение количества агрегатов на РГЭС представляется целесообразным по ряду причин:
- отказ от двух агрегатов и связанных с ними элементов системы (силовых трансформаторов, кабельных линий 500 кВ, части ошиновки открытого распределительного устройства 500 кВ и т.д. и т.п.) снизит стоимость электрической части РГЭС примерно на 25-30 процентов;
- отпадает необходимость строительства 4-й линии 500 кВ, так как для выдачи мощности 2400 МВт достаточно, по принятым в электроэнергетике канонам, трех линий, что уменьшит затраты республики еще на 150-200 млн долларов;
- для гидростанций характерным является неравномерность режима выработки электроэнергии как в течение суток, так и в годовом разрезе. Суточный график работы ГЭС отличается большой неравномерностью, образно напоминая двугорбого верблюда: наибольшая выработка энергии происходит в часы утреннего и вечернего максимумов нагрузки (упомянутые “горбы”). Днем график работы станции становится более пологим, с еще большим снижением его (“провалом”) в ночное время, когда водохранилище ГЭС вновь наполняется. В эти периоды обеспечение потребителей электроэнергией осуществляется в основном тепловыми и атомными электростанциями, работающими в почти постоянном (базисном) нагрузочном режиме.
Годовой график работы ГЭС также резко неравномерен: максимальная выработка энергии происходит в летний сезон при наибольшей приточности воды в реках, со значительным снижением ее в другое время года, особенно зимой и в начале весны.
Уменьшение количества агрегатов на Рогунской ГЭС позволит, по моему мнению, более равномерно пропускать воду через оставшиеся четыре и тем самым сгладить график работы станции, приблизив его к базисному. Данное предложение необходимо проверить соответствующими водохозяйственными расчетами, выполняемыми специализированной проектной организацией, например, московским “Гидропроектом”. Если эта теория подтвердится, Таджикистан будет круглогодично обеспечен необходимыми объемами электроэнергии, что позволит возродить экономику страны и повысить качество жизни нашего многострадального народа.
Базисный режим работы РГЭС позволит со временем продавать электроэнергию в Южную Азию не только летом, но и зимние излишки, чем повысит конкурентоспособность РТ на рынке энергоносителей.
В заключение следует отметить, что опыт последних двадцати лет убедительно показал, что гидроэлектроэнергия является для Таджикистана единственно надежным и безальтернативным энергоносителем, как для экономики страны, так и для социальной сферы. И этот опыт следует перевести из положения “де-факто” в положение “де-юре”, законодательно закрепив гидроэлектроэнергию в качестве основного энергоносителя во всех сферах экономики и быта жителей республики. При этом непременным условием должно стать научно обоснованное развитие электроэнергетической отрасли страны, без всякого волюнтаризма и кампанейщины».