Намерение правительства Таджикистана повысить размеры акцизного налога на ввозимые в страну из России беспошлинные нефтепродукты должно быть обосновано, об этом заявил в интервью «АП» депутат нижней палаты парламента страны Исмоил Талбаков.
По его словам, правительство Таджикистана без одобрения парламента не может пойти на такой шаг, а к сегодняшнему дню такого предложения в парламент не поступало.
«Если такое предложение поступит, мы, депутаты, в обязательном порядке спросим у правительства, на какие цели пойдут дополнительные средства, поступающие в доходную часть госбюджета. Если у правительства есть намерение израсходовать дополнительные доходы для поддержки малоимущих, пенсионеров, социального сектора, мы поддержим такое намерение», - отметил Талбаков.
Напомним, в конце января текущего года глава Минфина Таджикистана Сафарали Наджмиддинов заявил журналистам о том, что Минфин предложил правительству повысить уровень акцизного налога. По его словам, сегодня акцизный налог на одну тонну нефтепродуктов составляет 40 евро, а Минфин предлагает повысить его максимум до 90 евро.
Наджмиддинов пояснил, что показатели акцизного налога в Таджикистане, по сравнению с другими государствами, очень низкие, а в составе доходной части бюджета налоги от акциза составляют всего 2%.
«Но пока это нереально, так как нефтепродукты импортируются с учётом экспортных таможенных пошлин России, и топливо считается у нас дорогим. Мы решили, что поднимем этот вопрос после подписания соглашения о беспошлинных поставках топлива из России в Таджикистан», - отметил тогда глава Минфина.
Он тогда указал на то, что это предложение также поддерживается министерствами экономического развития и торговли, энергетики и промышленности и Комитетом по инвестициям.
«Цены на бензин останутся стабильными в ближайшее время, и ждать резкого их снижения после подписания соглашения с Россией о беспошлинных поставках нефтепродуктов не стоит», заявил в феврале начальник Антимонопольной службы Таджикистана Хамдам Тагоймуродов.
Он объяснил это тем, что к тому времени могут возникнуть другие причины, которые не позволят снизить цены на нефтепродукты. В качестве примера он привёл тарифы на транзит топлива через Узбекистан, однако, не назвав при этом ни сумму этих тарифов, ни собственно причину, по которой они вдруг могут быть завышены.
«Сегодня размер экспортной пошлины в составе средней стоимости одной тонны российского топлива в $1 тыс. 200 составляет 30%, и логично будет, если именно на такой объём будет снижение цен на топливо, импортируемое из России. Так оно и будет, если этому не помешают другие факторы», - отметил тогда Тагоймуродов.
Министр экономического развития и торговли Шариф Рахимзода по данному вопросу ответил, что он, как экономист, сторонник стабильности и против снижения или повышения цен на рынке. «Я хотел бы, чтобы те деньги, которые Россия теряет из бюджета от отмены пошлин, перешли бы в наш бюджет. Возможно, снижение цен на топливо будет, но это будет максимум 10-15%, если на это не повлияют другие факторы, не связанные с подписанием этого соглашения», - отметил тогда он.
Рахимзода тогда заявил, что не поддерживает предложение Минфина повысить акцизный налог на нефтепродукты с 40 до 90 евро, так как, по его мнению, необходимо провести анализ того, как это повлияет на рынок и не будет ли повышения цен из-за этого.