В поисках новых путей экономического развития, а также выхода из транспортного тупика Таджикистан в последние годы все чаще устремляет свой взор на юг, в Афганистан.
Именно через эту страну есть возможность выйти к Туркменистану, Пакистану, Ирану, Индии, а проложив путь к морю – ко многим другим странам.
Но что ожидает трансафганские проекты после вывода войск НАТО из этой страны в 2014 году? Кто или что может помешать грандиозным планам региона?
Проекты
НЕСМОТРЯ на сложную политическую обстановку в Афганистане, стремление выйти на новые направления, наладить экономические связи заставляет приграничные с ним страны создавать проекты, осуществление которых невозможно без обеспечения безопасности на афганской земле, где много лет идет война.
Итак, какие же крупные проекты должны осуществиться с участием афганской стороны?
Один из важных проектов - создание электроэнергетического рынка Центральной и Южной Азии CASA-1000. На основе соглашения, подписанного главами делегаций Пакистана, Афганистана, Таджикистана и Кыргызстана, предусматривается экспорт в течение 15 лет 1300 МВт электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана для удовлетворения нужд потребителей в Афганистане и Пакистане. Согласно технико-экономическому обоснованию, общая стоимость проекта составляет 953 млн долларов.
20 марта 2013 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Туркменистаном, Афганистаном и Таджикистаном по проекту строительства трансафганской железной дороги. А 5 июня при участии глав трёх государств в Лебапском велаяте Туркменистана были уложены первые рельсы участка стальной магистрали Атамурат – Имамназар – Акина – Андхой.
Основная часть дороги проходит через Афганистан и имеет протяженность 355 км.
Железная дорога Туркменистан – Афганистан – Таджикистан, строительство которой начнется в ближайшее время, обещает стать одним из крупнейших проектов региона.
Реализацию афганской части проекта взял на себя Азиатский банк развития, ожидается, что его стоимость составит 350 миллионов долларов.
Ведутся переговоры по вопросу строительства газопровода из Афганистана в Таджикистан по направлению Шибирган – Сарбанд. Таджикистан серьезно заинтересован в этом проекте, особенно на фоне прекращения поставок газа из соседнего Узбекистана, с которым в последние 10 лет резко ухудшились не только политические, но и торгово-экономические отношения.
По предварительным оценкам, для осуществления проекта строительства газового трубопровода из Афганистана в Таджикистан потребуется не менее 300 миллионов долларов.
Эксперты: талибы проектам не угрожают
ВЫСОКО оценивая перспективы проектов, вместе с тем эксперты расходятся во мнении, насколько быстро их удастся осуществить.
В 2014 году завершится вывод основных частей НАТО из Афганистана, и это, по мнению некоторых политологов, может привести к резкому обострению ситуации в Афганистане, а следовательно, и невозможности реализации проектов.
С этими доводами не согласны таджикские эксперты.
- Трансафганские проекты можно воспринимать только как позитивное событие для всех стран-участниц, в том числе и для Афганистана. Появление международных железных и автомобильных дорог даст сильный импульс экономическому развитию северных провинций, появлению различных отраслей промышленности, росту благосостояния населения Афганистана. Народ Афганистана, его политические силы понимают это и, думаю, ни в коем случае не станут создавать преграды для осуществления проектов, а наоборот, будут всячески поддерживать их, - считает известный журналист-обозреватель Фарходи МИЛОД (Фахриддин Холбек).
По мнению военного эксперта, ветерана спецслужб Султона ХАМАДА, афганцы уже имеют горький опыт последствий уничтожения промышленных объектов во время войны с СССР.
- Известный полевой командир и министр обороны Афганистана Ахмадшах Масуд указывал на ошибочность вывода из строя промобъектов во время военных действий и приводил пример, когда отдал 10 тысяч долларов для того, чтобы взорвать хлебозавод, построенный советскими специалистами, но после вывода войск «шурави» потребовалось 6 млн долларов для его восстановления. Во время боевых действий с силами НАТО мы видим, что талибы не повторяют те ошибки и не стремятся разрушать крупные промышленные объекты, - говорит Хамад.
- Данные проекты имеют экономический характер и по этой причине вряд ли станут объектом для нападения, - считает также почетный председатель Ассоциации энергетиков Таджикистана, академик Бахром СИРОДЖЕВ. – Линии электропередачи через нашу страну в Северный Афганистан проходят давно, и, как известно, несмотря на проходящие там военные действия, все они находятся в исправном состоянии, чего не скажешь о наших электролиниях, в годы гражданского противостояния разграбленных во многих районах страны. В те годы мы ездили по всем регионам, и нас везде встречали радушно, так как мы приносили людям свет. Думаю, так будет и в Афганистане, где, несмотря на нестабильность, народ окажет всяческую поддержку в осуществлении экономических проектов.
Камень преткновения на пути железной дороги
ИЗ всех трансафганских проектов, связанных с нашей страной, наиболее важным, безусловно, является строительство железной дороги Таджикистан – Афганистан – Туркменистан с дальнейшим расширением ее направлений в другие страны.
Однако в вопросе строительства дороги есть несколько нюансов, на которые нужно обратить внимание.
По мнению российского политолога Дмитрия ВЕРХОТУРОВА, Афганистан, Таджикистан и Туркменистан не имеют настолько крупных инвестиционных ресурсов, чтобы реализовать железнодорожный проект стоимостью более 1 млрд долларов. Эта оценка включает в себя только строительство линии от Акина в Туркменистане до Пянджа в Афганистане. Требуется еще строительство железной дороги от Колхозабада до Пянджа и железнодорожного моста через Пяндж.
- Это строительство не только дорогостоящее, но и требует серьезного технического оснащения. Так что странам для реализации этого проекта нужен внешний партнер с достаточными финансовыми ресурсами, - считает эксперт.
Но если и удастся найти ресурсы, возникает второй вопрос - как отнесутся к проектам мировые державы?
По утверждению российского эксперта, в докладе, подготовленном для Конгресса США аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане (SIGAR), указывается, что «северный железнодорожный маршрут в Афганистане обеспечит для Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана выход на мировые рынки через иранский порт Бендер-Аббас. А также создаст новый железнодорожный коридор для государств ЦА, который будет свободен от влияния со стороны России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было».
Этот фактор не может понравиться России. С другой стороны, трансафганский железнодорожный узел, соединив Иран с вышеуказанными странами, создаст благоприятные условия для роста экономики этой страны, что вряд ли понравится США, - считает Верхотуров.
Кроме всего сказанного, следует напомнить, что свои интересы в южном направлении имеет и Узбекистан. Наш сосед имеет несколько проектов, в том числе проект строительства железной дороги от Пянджа до афганского Мазари-Шарифа, протяженностью 230 км и стоимостью около 450 млн долларов, который реализуется ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» в рамках проекта CAREC.
- В общем и целом обстановка пока не благоприятствует реализации этого железнодорожного проекта. Неопределенность политической ситуации в регионе и проблема вывода иностранных войск, противоречия между странами, интересы крупных держав, а также экономическая слабость Афганистана, Таджикистана и Туркменистана — все это сильнейшим образом осложняет строительство железнодорожной линии, бесспорно необходимой и перспективной для экономического развития Северного Афганистана. Благоприятные условия вряд ли настанут в ближайшие годы, и потому вопрос о строительстве этой дороги, пожалуй, можно отнести к 2018–2020 годам, не раньше, - считает Д. Верхотуров.
Привлечь – значит защитить
НЕВЗИРАЯ на ожидаемые проблемы, инициаторы проектов уверены в их реализации.
- Ни талибы, ни финансовые проблемы не могут стать серьезной проблемой в осуществлении проектов. Преградой к реализации проектов могут стать страны, не заинтересованные в них, – считает Султон Хамад. – А для того, чтобы этого не случилось, нужно привлечь их к проектам, дать возможность получить свой «кусок пирога».
Например, по мнению эксперта, подключившись к строительству железной дороги из Таджикистана в Афганистан, Россия получит возможность включить северные афганские провинции в свою сеть дорог с колеей по российским стандартам. Таким образом, Россия могла бы оснастить новый проект своим подвижным составом и привязать его к российской промышленности.
- Думаю, нетрудно будет донести до всех заинтересованных сторон, что Афганистан – страна, в которой имеются большие запасы природных богатств, ресурсов, и трансафганские проекты могут оказать существенную роль в их освоении, в открытии крупных совместных предприятий и так далее не без их участия, а значит, с пользой для всех.