В рамках празднования 25-й годовщины Независимости Таджикистана в столице США, Вашингтоне, пройдет показ документального фильма режиссера Сафарбека САЛИЕВА «Камиль» о жизни и творчестве основоположника таджикского кино Камиля Ярматова.
Показ фильма состоится 2 сентября в Университете Дж. Вашингтона (GWU) в столице США. Организаторами мероприятия выступила медиа-группа «Азия-Плюс» и Программа по изучению Центральной Азии данного университета. На просмотр приглашены эксперты, занимающиеся изучением Центральной Азии, преподаватели и студенты, представители дипломатического корпуса и таджикской диаспоры, проживающей в Вашингтоне.
Накануне события режиссёр фильма Сафарбек Салиев рассказал «АП», как он снимал свой фильм.
- Съемки фильма «Камиль» проходили в течении 5 лет. Я снимал в Канибадаме, Худжанде, Ташкенте, Душанбе, Чкаловске, Москве, Питере, Нью-Йорке... Собирал материал очень долго, получилось 67 часов видеоматериала. Смонтирована 80-минутная экранная версия. Я надеялся, что наши деятели культуры заинтересуются этим материалом и можно будет сделать интересный документальный сериал о великом Ярматове, а впоследствии на этой мощной документальной основе можно было бы создать художественный фильм и игровой сериал о Камиле Ярматове. Но, к сожалению, никакой реакции со стороны официальных структур на фильм «Камиль» не последовало и на сегодняшний день мы имеем то что имеем - вот этот 80-минутный документальный фильм. Последний международный кинофестиваль «Дидор» в Душанбе открылся этим фильмом, он имел большой успех и хорошие отзывы критиков, но потом о фильме все сразу забыли. Даже таджикское телевидение ещё ни разу не показало эту картину… Радует то, что показ фильма прошел в Москве, Нью-Йорке, Бишкеке, о нем много писала пресса. И вот теперь – показ в Вашингтоне.
- Почему вы решили снять фильм о Камиле Ярматове?
- Потому что это очень важно! Иметь память, не забывать своих героев... Великого Ярматова вынудили покинуть Таджикистан, но Таджикистан остался в нем. Это было его мироощущение, его среда, его культура. Это значит, что, если человек в силу каких-то обстоятельств, не живёт у себя на родине, он не перестаёт быть патриотом своей страны! После показа в Душанбе люди не покидали зал, задавали очень много вопросов. Тогда я показал 3-часовой вариант фильма и зрители – простые люди и кинокритики поздравляли друг друга с этим событием. Это даёт мне силы жить и творить дальше...
Кто он – Камиль Ярматов?
Актер, режиссер и сценарист К. Ярматов, действительно, был очень яркой и неординарной личностью. Вот что пишет о нем свободная энциклопедия Википедия.
Камиль Ярматов родился 2 мая 1903 года в Канибадаме Согдийской области, в знатной семье. Его отец Ярмухаммад являлся полковником царской армии, четверть века был главой уезда Канибадам, награждён его Императорским Величеством Георгиевским Крестом. Дядя Камиля Ярматова был главнокомандующим Кокандской Ханской армии.
Как рассказал «АП» автор фильма Сафарбек Солиев, с началом революции полковник Ярмухаммад вооружил своих людей, в том числе и своих сыновей, и они начали воевать против большевиков. Но дашнаки начали резню местного населения, и отец со своим отрядом выступил против них. Он сказал: раз большевики свергли белого царя, значит с ними сила и они пришли надолго. Интересно, что дед Камиля воевал против русской армии и погиб со своими старшими сыновьями в сражении во время взятия Махрамской крепости. Своего младшего сына, Ярмухаммада, будущего отца Камиля, дед отправил к родственникам в дальний горный кишлак и тем самым уберёг его от смерти…
Сам Камиль в начале 20-х годов служил в Красной Армии, был командиром эскадрона кавалерийского полка, но, впервые увидев кино в 19 лет, увлёкся этим искусством. В 1924—1926 годах учился на рабфаке МИИТа и одновременно на курсах подготовки киноактёров в Москве. Обучение не завершил, так как был назначен начальником милиции Канибадамского автономного района. Новой власти нужен был авторитетный человек, чтобы поддерживать в городе порядок. Впрочем, уже через два года тяга к кино пересилила, и он снова уехал в Москву.
В 1928—1931 годах К. Ярматов учится на режиссёрском факультете Государственного техникума кинематографистов (ныне — ВГИК). С 1931 года — режиссёр 1-й категории киностудии «Таджиккино». Первая его работа — фильм «Далеко на границе». Через 10 лет он был вынужден переехать в Ташкент. Вот как описывал причины его переезда автор одной из публикаций в «Азия-Плюс в 2010 году.
«В ходе подготовки проведения в 1940 году в Москве Декады таджикской литературы и искусства, Камиль Ярматов был назначен художественным руководителем этого мероприятия. Однако председатель правительства Таджикистана М. Курбанов отказался подписать его командировочное удостоверение и вычеркнул его из списков. «Хватит ему получать ордена!» (Ярматов незадолго до этого получил орден «Знак Почёта»), — объяснил он своё решение.
Возмущённый Ярматов немедленно выезжает в Москву и рассказывает там, что произошло. Тогда бывший председатель Комитета по делам кинематографии при правительстве СССР И. Большаков подписал следующий приказ:
- режиссёра первой категории Сталинабадской киностудии Ярматова К. перевести в режиссёры высшей категории с окладом…;
- режиссёра высшей категории Ярматова К. перевести на Ташкентскую киностудию;
- режиссёра Ярматова К. назначить художественным руководителем Ташкентской киностудии;
- ввиду отсутствия кадров режиссёров на Сталинабадской киностудии студию временно законсервировать, сохранив только хронику».
Так Таджикистан потерял тогда великого актёра, кинорежиссёра, сценариста, а Узбекистан из-за действия одного чиновника приобрел великого мастера кино.
На новом месте К. Ярматов сыграл важную роль в развитии узбекского национального кинематографа, сняв такие этапные фильмы как «Дороги без сна», «Алишер Навои«, «Авиценна», «Буря над Азией», «Всадники революции«, «Гибель Чёрного консула» и др.
Впрочем, в Ташкенте у режиссёра тоже случались проблемы. Фильм «Абу али ибн Сино» (Авиценна), снятый Камилем Ярматовым по сценарию Сотима Улуг-заде и Виктора Витковича, в Узбекистане восприняли негативно, на режиссера обрушились упрёки, официальная позиция руководства республики: «Фильм снят с таджикским пафосом, из тюрка Авиценны сделали таджикского Авиценну, запретить показ фильма!». Защищая фильм, Камиль Ярматов был вынужден обратиться к учёным, в частности, к востоковеду иранисту-тюркологу, профессору Евгению Эдуардовичу Бертельсу, который разъяснил тогдашнему руководству Узбекской ССР, что Абу али ибн Сино - Авиценна действительно был таджиком. После этого фильм вышел на экран, завоевал гран-при международного фестиваля в Каире.
Камиль Ярматов умер 17 ноября 1978 года в Ташкенте. Похоронен на Чигатайском кладбище.