Традиции и обычаи арийцев насчитывают более трех тысячелетий. Ярче всего древние традиции проявляются в сохранившихся до сегодняшнего дня праздниках, к которым относятся Шаби Ялдо, Сада, Навруз, Мехргон и другие.
С древнейших времён праздник Сада отмечался за пятьдесят дней до наступления праздника Навруз, 10-го бахмана (30 января).
Об этом празднике «АП» попросила рассказать писателя, публициста Баротали Абдурахмона.
Второй из легендарных Пешдадидов
- Согласно древним мифам, Хушанг - второй царь династии Пешдадидов, сын Сиемека и внук Каюмарса, который был воспитан своим дедом, - начал свой рассказ Баротали Абдурахмон.- В них говорится, что Хушанг и Каюмарс двинулись с войском зверей и птиц против чёрного дэва (сына Ахримана, гигантского волка), чтобы отомстить за гибель Сиемека. В поединке Хушанг сразил врага. После смерти деда Хушанг взошёл на престол. Его царствование длилось 40 лет. Он изобрёл кузнечное ремесло, научил строить каналы. Он же ввел земледелие (до этого люди ели лесные плоды и носили одежду из листьев). Также Хушанг приручил многих диких животных и научил людей шить одежду из шкур. Однажды в горах Хушанг встретил дракона и бросил в него камень, но промахнулся, и камень упал на скалу и высек искру. Так люди научились добывать огонь. Хушанг установил почитание огня и ввел ежегодный праздник Сада.
Праздник огня
Б. Абдурахмон отметил, что специалисты в области культуры и традиций древних арийцев утверждают, что употребляющаяся и по сей день фраза «Да не потухнет огонь в вашем доме» имеет очень древние корни. Эту фразу говорили только юношам – старшим сыновьям в семье, на которых возлагалось очень много задач. Старший сын был наследником, главным в семье после отца; он должен был следить за тем, чтобы огонь в мехрабе (ниша во внутренней стене помещения, алтарь) не гас.
- В Авесте огонь занимает очень важное место. В самом начале формирования человеческой цивилизации люди могли лишь поддерживать огонь, однако не могли разжигать его сами. Следствием этого является чрезвычайная значимость открытия получения огня, о чем свидетельствует и большое количество преданий на эту тему у всех народов мира. Едва появившись в руках человека, огонь сразу приобрел статус божественного атрибута, близкого и ощутимого.
По словам писателя, о Сада как празднике почитания огня упоминается в трудах многих ученых и поэтов. В своей поэме «Шахнаме» («Книга царей») Фирдоуси приводит большое количество деталей, помогающих раскрыть загадки и найти древние истоки современных традиций. В ней Фирдоуси приводит интересную историю открытия «рукотворного» огня людьми. Это чрезвычайно важное для дальнейшего развития человечества событие происходит в период правления царя Хушанга.
В «Шахнаме» Фирдоуси пишет:
…И брызнул огонь из осколков камней,
Стал темный гранит багряницы красней.
Тот праздник как память Хушанга мы чтим.
Властителю быть подобает таким!
Он благами землю насытил сполна,
За то ему миром хвала воздана!
Как говорит Б. Абдурахмон, средневековый ученый и мыслитель Абу Райхан Бируни в книге «Aт-Тафхим» («Знание») пишет, что праздник Сада обязан своим возникновением легенде о Заххаке и Фаридуне. Каждый день по приказу царя Заххака в стране убивали двоих юношей, чтобы готовить из их мозгов пищу для змей, выросших из его плеч. Тогда мудрецы Армаил и Кармаил поступили на службу как повара и стали спасать каждый день одного из юношей, смешивая мозги второго, приготовлявшиеся в пищу змеям царя, с овечьими. Спасённым они велели тайком бежать на гору Демавенд, чтобы найти там себе убежище. Когда Фаридун победил Захака, число спасенных юношей достигло ста человек, в их честь было разожжено сто костров.
- Как указывается в некоторых источниках, празднование Сада проводилось вечером 10-го бахмана (соответствует 30 января, – прим. ред.). Арийцы, предки таджиков, радостно праздновали этот день, который с тех пор стал отмечаться регулярно и приобрел статус третьего по важности праздника после Навруза и Мехргона. Праздник Сада отличается тем, что люди в эти дни стараются больше уделять внимания проявлению таких качеств, как взаимопомощь и сотрудничество. Бируни в «Aт-Тафхим» связывает название праздника с числительным 100 – «сад». По его утверждению, оно имеет прямое отношение к тому, что от начала этого праздника до Навруза проходит ровно 50 суток, или 50 дней и 50 ночей.
Традиции гонца весны
Праздник Сада был известен ещё до средневековья, отмечался как предвестник Навруза.
- В некоторых дошедших до нас произведениях историков и авторов сохранились сведения об особенностях проведения праздника Сада. Праздник приходился на холодное время года и был посвящен огню, которым наши предки изгоняли зло, к которому относились и злые морозы.
Поэт Манучехри (XI в.) пишет:
И вот пришёл праздник Сада, за пятьдесят дней
Извещающий о Наврузе и новой весне…
Фаррухи (IX в.) в своем диване приводит:
Пришёл Сада, чтобы принести тебе благую весть о Наврузе,
Прими же эту весть, и подари халат, и приготовься к празднику…
- Подготовка к празднику Сада заключалась в сборе сена, хвороста, дров, чтобы потом отнести все это на крыши домов, на холмы, возвышенности, сложить в виде шалашей и поджечь. Дрова складывали так, чтобы огонь как можно выше поднимался в небо. Во время празднования люди читали отрывки из Авесты, раздавали еду и напитки.
Б. Абдурахмон добавил, что персидский мыслитель Абу Райхан Бируни так описывал прохождение этого праздника: «Костер должен был гореть всю ночь. Утром следующего дня женщины шли к огню и забирали несколько еще горящих веток себе домой, чтобы в итоге каждый дом был освящен святым огнем. Остатки костра, которые не разобрали люди, уносили в оташкада (храм огня, - прим. ред.)». Бируни отмечает, что в дни празднования Сада раздавали милостыню для поминания памяти умерших, еду, приготовленную накануне праздника Сада, раздавали неимущим и обездоленным.
- Арийцы широко отмечали Сада вплоть до арабского нашествия. Со второй половины 7-го века древние религиозные праздники арийцев стали запрещаться, подвергаться изменениям.
Как говорит писатель, в дни этого праздника земледельцы удобряли землю, готовили семена, сельскохозяйственный инвентарь. Праздник отмечался торжественно, пышно и сопровождался разжиганием костров, так как существовало поверье, что чем сильнее пламя костров, тем плодородней будет земля в наступающем году
- Этнограф и фольклорист Дильшод Рахимов указывает, что эти традиции сохранились и в настоящее время в городе Керман (Иран). Там множество горожан ближе к закату солнца собирается на улицах вокруг здания, где будет возжигаться огонь Сада, чтобы хотя бы на расстоянии принять участие в этом национальном празднике. С начала и до конца мероприятия присутствующие музыканты играют весёлые мелодии, а люди радуются и веселятся по поводу торжественного возжжения огня и собственной победы в борьбе с тьмой. Когда пламя огня начинает постепенно заниматься, каждый, замирая в тишине, про себя повторяет пожелание, чтобы свет и тепло не покидали очаг его родной семьи до следующего праздника Сада, и в радости возвращаются в свои дома и с нетерпением ждут главный праздник наших предков - Навруз.
СПРАВКА «АП»
Баротали АБДУРАХМОН - писатель, публицист и критик. Автор исторических рассказов, повестей и романов: «Куруши Кабир» (2006), «Искандари Макдуни ва Спитамен» (2007) , «Куруш ва Томирис» (2010), «Рухшона» (2011),«Дорои бузург» (2015) и др. Удостоен звания «Залуженный деятель Таджикистана» (2010), лауреат литературной премии им. С.Айни (2004), Государственной премии им. А.Рудаки (2006).