31 декабря заслуженной артистке Республики Таджикистан, известной актрисе театра и кино Фотиме Гулямовой исполнилось 80 лет. Из них более пятидесяти лет она провела на сцене Государственного таджикского театра драмы имени Лахути. Невзирая на то, что, благодаря чиновникам от культуры, она не удостоена звания «народной артистки», но таковой она была с первых дней своего появления на сцене, ибо народ искренно полюбил эту прекрасную актрису, а несколько поколений детей страны выросло на её детских передачах по телевидению.
Каждая её роль в спектаклях становилась ярким, незабываемым событием в театральной жизни республики, ибо она полностью растворялась в создаваемых ею сценических образах. Думаю, старшее поколение согласится со мной. Невозможно забыть её роли (самые большие) в театре: Хонзода в спектакле «Бай и батрак» по пьесе Хамза Ниязи в постановке Ходжикула Рахматуллаева, Ганирия - в «Короле Лире» Шекспира (постановка Т. Ахмадханова), Аманда - в «Стеклянном зверинце» по пьесе Уильямса (постановка Барзу Абудураззакова), Нигина в «Рудаки» по пьесе С. Улугзода (постановка Х. Рахматуллаева), Гурдофарид в спектакле «Рустам и Сухроб» Фирдавси и многие другие.
«Режиссер и седьмая женщина, актриса Фотима Гулямова выходят на высочайший трагический уровень. Настоящим сценическим чудом и человеческим потрясением становится исповедь женщины, потерявшей сына. Тема великая, вечная. Актриса передает горе осиротевшей матери с поистине головокружительным ощущением изначальной, внутренней правды, постепенно теряя границу между игрой и жизнью. Словно медиум, она пробуждает запредельные для человека великие силы театра» - вот так писала Римма Кречетова в журнале «Иные берега» за 2009 год о роли Гулямовой в спектакле «Исповедь» по пьесе её сына Барзу Абдураззакова в его же постановке и с которым Русский драматический театр имени Вл.Маяковского принимал участие на Международном театральном фестивале «Встречи в России». Её назвали величайшей актрисой и, стоя, сорок минут аплодировали в Париже…
Накануне дня рождения актрисы я задала ей несколько вопросов, на которые она любезно согласилась ответить.
- В Петербурге вас называли гениальной, в Париже – великой актрисой, а в Таджикистане вы до сих пор всего лишь заслуженная артистка. Вас не обижает, что многие актрисы, не в обиду им будет сказано, намного менее достойные, носят звание «народная артистка Таджикистана? И чем вы можете это объяснить?
- Не зря говорят: нет пророков в своем Отечестве. Вы сами знаете, какие большие роли я играла, как зрители, стоя, аплодировали мне и у нас, в Душанбе. Но, увы…
- Может, биография или география не та?
- Наверное, вы правы: у меня действительно география не та. Мой отец - иранец, и, наверное, из-за этого анкеты, заполненные мною в течение тридцати лет для получения звания, пылились в сейфе в театре, и никак не доходили до правительства. Но, а с другой стороны - разве у наших великих предков были какие-то звания? Главное для актера - признание народа, а его я, слава Аллаху, получила сполна. А ещё скажу вам, что как-то один из высокопоставленных чиновников открыто заявил мне: это я сама виновата, что мне не присваивается это звание, так как, по его мнению, плохо воспитала сына Барзу, не остановила его, когда он давал свои интервью с критикой верхов… «Я не нуждаюсь в этом звании, - ответила я тогда ему. - Народной я стала давно, и без вашего звания!»
- Вы помните, как гремел театр Лахути во время Советского Союза своими спектаклями, какие были аншлаги! Есть ли сегодня в театре спектакли, которые могли бы набрать полные залы?
- К сожалению, ни одного.
- А в чем дело? В плохой драматургии или слабой игре актеров? И что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию?
- Актеры не виноваты. Среди них очень много молодых и талантливых. Нет хорошей драматургии, основанной на подлинной жизни народа, пропитанной его духом. А ещё у нас хромает режиссура. Очень жалко, что наши молодые актеры воспитываются на слабой драматургии и режиссуре.
- Фильм «Овора», в котором вы играете главную роль, получил Гран-при на 3-м кинофестивале стран Евразии в 2006 году. Более того, вы тоже получили Гран-при за лучшую женскую роль. Почему эта роль оказалась такой удачной?
- Я думаю, прежде всего, от того, что создатели фильма - Гуландом Мухаббатова, Далер Рахматов, директор фильма Акмал Хасанов очень грамотные, интеллектуальные люди, обладающие высокой культурой. Во время съемок у нас царила добрая, дружеская атмосфера. А что касается встречи на родине - меня поздравил коллектив моего театра, нам организовали теплую встречу в Доме кино. Однако из Министерства культуры, из правительства не было никаких поздравлений, для них вроде ничего и не случилось. Спасибо, каналу «Сафина» - они сделали передачу о нас, и вам - наверное, единственной журналистке, написавшей тогда об этом.
- Что вы думаете о сегодняшней ситуации в отечественном театре и кино?
- Моё личное мнение: сейчас сложилось тяжелое положение, как в театре, так и кино. Я думаю, что правительство должно больше поддерживать театр, зарплаты у актеров мизерные, на постановку новых спектаклей не выделяется достаточно средств. Вы помните нашумевший на весь Союз спектакль «Эдип»: какие там были костюмы, декорации! Наравне с сильной драматургией, режиссурой и актерской игрой это имело огромное значение для успеха спектакля! В те времена государство действительно поддерживало театр. А сейчас… Чиновники должны больше интересоваться жизнью, проблемами театра.
Если вы помните, раньше «Таджикфильм» был известен на весь Союз. А сейчас? Без финансовой поддержки и помощи государства его не возродить. А народ жив, пока жива его культура. Какой был двор киностудии! Какие деревья там росли! Это был райский уголок, отдельная страна, которой восхищались все актеры, приезжающие к нам из разных республик. Но все вырубили, продали на дрова… Вот это и есть наше отношение к нашей культуре!