В Национальном музее Таджикистана с 17 по 24 августа пройдет выставка «Трудно ли быть молодым».
Выставка задумывалась как ответ на проблему репрезентации молодёжи в культурном и политическом пространстве и так называемой «молодёжности» как своего рода искусственной идентичности. В современном мире, уже практически во всех его уголках, можно быть кем угодно – готом, панком, эмо, хипстером и т.д. и при этом напрочь забыть о том, что мы, прежде всего, рабочие, студенты, граждане. Ярчайшим образом политика «молодёжности» проявляется в современном искусстве, на сцене которого часто видны «тэги» – молодёжная выставка или бьеннале, молодые художники, молодые кураторы, «молодое» искусство, проблемы молодёжи через современное искусство и т.п. «Молодёжность» стала приоритетом, темой, содержанием настолько «естественным», что превратилась в новый мир с новой логикой, этикой и социальной ролью.
Пожалуй, главной задачей кураторского коллектива было выявить «искусственность» этого «мира». Мы намерено избегали вышеупомянутых штампов. Мы работали не с молодёжью и не с художниками, а с равными себе людьми. Говорили не о проблемах молодёжи, как о чём-то внешнем, но обсуждали личное в общественном и общественное в личном, говорили не об искусстве, а о самовыражении. Подобное устранение условностей и иерархий в некоторой степени помогло «освободить» творчество и, что для нас было самым главным, – мысль.
Например, проект «Искусство и жизнь» Азизы Султановой из Худжанда родился из дискуссии. В результате возник вызов традиционному пониманию искусства как автономной деятельности и образа художника как творца автономного иллюзорного мира, мира, который существует по своим законам и условностям. Возникли вопросы, должно ли искусство оставаться фетишем, «священной коровой», ценностью в себе, или в него можно и нужно «проникать»? Было решено попытаться стереть условные и искусственные границы между двумя формами жизни – политической и «искусственной». Более того, Азиза проявила себя как настоящий художник современности, не умея ни рисовать, ни позировать, она нашла и вовлекла в свой проект живописца и моделей, тем самым доказав, что не всегда главное – умение, но всегда важна идея.
Ещё одним интересным проектом стала фотосерия «Отражение» двух фотографов – Бахриддина Исамутдинова и Дамира Эгамбердиева. Эта работа исследует, насколько ощутимы или неощутимы, видимы или невидимы внешние и внутренние различия у различных социальных групп молодёжи, представляющих элиту общества и его маргинализированных слоёв. В качестве моделей были выбраны душанбинская светская львица Ситора Турсунова и простой мардикор, каких сегодня множество поблизости от столичных рынков. Модели приняли участие в фото- сессии в непривычных для себя условиях – в сельском доме со всем хозяйством и в дорогом костюмчике на фоне городского пейзажа.
Среди основных работ меньше всего внимания привлек проект «Антистатус», состоящий из высказываний влиятельных интеллектуалов, распечатанных в виде визиток. Он возник как реакция на увеличение объёма «псевдоинтеллектуальной болтовни» в общественном информационном пространстве. Помимо информационного «шума», в частности, в социальных сетях, где, по сути, сконцентрировано основное «общение», в большом количестве представлены различные деструктивные идеологии – позитивизм, национализм, шовинизм и прочее. Ещё более интересными эти высказывания представляются, когда их понимаешь как способ само-идентификации, следуя принципу «я то, что я говорю». Пользователи социальных сетей столь активны, что невольно создаётся впечатление, что они охвачены «страхом отсутствия» в виртуальном пространстве. «Я постю, значит, я существую» сказал бы Иммануил Кант сегодня. А что сказали бы другие мыслители?
Требования, которые выдвигает современному искусству современность, ещё только предстоит осмыслить. С одной стороны, оно уже не может быть автономной деятельностью по «созданию прекрасного», с другой стороны, его нельзя не критиковать как средство решения социальных проблем. Мы решили избрать третий путь: искусство или просто творчество как повод и пространство общения, как форму познания себя и общества. Поэтому сама выставка и то, что было на экранах, на стендах и стенах, для нас представляло наименьшую важность. Пробовать разное и задавать вопросы – это наинтереснейший способ общественного бытия, особенно в мире, где нам дают ответы на вопросы, которые ещё не были заданы.