Техника «икат» — это сложное, поэтапное окрашивание нитей основы и утка, дающее в результате рисунок с зыбкими краями. Мы знаем икат по среднеазиатскому шитью, но его география гораздо шире. Само слово происходит от индонезийского mengikat, что значит «перевязывать». На Западе в основном вдохновляются образцами юго-восточного ткачества: японскими кимоно и балийскими батиками. Передовые текстильные дома и производители тканей пытались вызвать икат из забвения еще несколько лет назад, но повальная мода случилась только сейчас. Она так же разнообразна, как и география этой техники. Кстати, если быть скрупулезными, «икат» — это именно техника, а саму ткань, сотканную таким способом, называют «адрасом».
Икат необычайно трудоемок. Не каждая фабрика может позволить себе соткать на ручном станке настоящее полотно с «зигзагами».
Кто-то, как тайцы из Jim Thompson, одни из лучших шелковедов мирового рынка, не отступает от традиций: терпеливо прокрашивают нити основы, вплетают уток... Кто-то лишь имитирует модную технику, рисуя обычным набивным способом столь востребованные «разводы» — при умелом подходе, между прочим, получается недурно и очень современно. А основа для такого рисунка может быть любой: шелк, лен, шерсть, стриженый бархат.
Понравится ли новое декораторское предложение покупателю, покажет время. Пока очевидно только, что эпоха кропотливо воссозданных этнических интерьеров давно прошла. Городить дома «китайскую комнату» или «чайхану» желающих мало. Достаточно пары-тройки редких вещей из дальних стран, немного актуального текстиля — и все это разбавить хорошей деревянной мебелью в духе английской классики или чем-нибудь благородно колониальным. В этом случае действует принцип «лучше меньше, да лучше». Даже пары восточных подушек достаточно, чтобы цель была достигнута — изысканная пряность в прохладном современном коктейле.