В начале июня на состоявшемся в южнокорейском Сеуле чемпионате Азии по самбо наши спортсмены завоевали 5 золотых медалей. Двое участников данного соревнования посетили нашу редакцию, чтобы рассказать о цене побед на международных соревнованиях и в целом о проблемах в данном виде спорта.
К нам пришли Дилбархон СУЛТАНОВА – единственная в стране чемпионка Азии по самбо и Шухрат АЛИМОВ.
УЧАСТИЕ в международных соревнованиях для каждого спортсмена является важным фактором развития, однако, по словам самбистов, вопрос их развития предоставлен им самим, профильные госструктуры дружно их игнорируют.
По словам спортсменов, в Сеул они ездили на частные деньги – помог директор худжандского аэропорта. Хотя, как они утверждают, они обошли все чиновничьи кабинеты. «Каждому из нас на поездку необходимо было по 1,5 тыс. долларов США, а в Комитете по делам молодежи, спорта и туризма нам сказали, что они денег не дают и все финансовые вопросы решает Душанбе, - рассказал Шухрат Алимов. - Также говорят, что все деньги уходят на строительство каких-то объектов. А потом мы узнаем, что они своих душанбинцев отправляют».
Дилбархон Султанова, которая заняла первое место на Азиатском турнире по самбо среди женщин, чего в истории таджикского самбо до этого не было, рассказала о другой проблеме. Как она утверждает, в июле они должны освободить спортзал, который владелец продал одной из местных сотовых компаний.
«Из зала, где мы тренируемся, нас выгоняют. Одна из сотовых компаний выкупила здание, и поэтому мы сейчас переходим на стадион. Там очень маленькое помещение, посередине которого стоят столбы, - говорит Дилбархон. - Там невозможно тренироваться, условия не годятся. Можно легко получить травму. Других условий для нашей подготовки нет».
Она также отметила, что в настоящее время подобная ситуация существует несмотря на то, что женская сборная по самбо существует только в Худжанде. В других регионах никто женским самбо не занимается.
«У нас если вид спорта является олимпийским, то его поддерживают, ребята, которые занимаются этим видом спорта всего один год, уже себя ведут как звезды, несмотря на то, занимают ли они какие-то места на соревнованиях или нет, - говорит Дилбархон. - В то время как мы столько мест занимаем, таких результатов добиваемся, но поддержки никакой нет. Я хотела бросить это занятие, но мой коллега Шухрат Алимов меня уговорил остаться. Вот теперь в ноябре пройдет чемпионат мира в Санкт-Петербурге, к которому надо готовиться. Куда мы поедем без сборов? - задается вопросом спортсменка. - Например, Казахстан и Монголия имеют двухмесячные сборы. В Узбекистане только девушек в самбо занимается 500 человек. У них есть отдельный чемпионат для девушек. А у нас даже в спортивном календаре нет мероприятий по самбо. Когда проводятся соревнования по борьбе на поясах, если организаторам говорят, что без девушек команда не будет допущена, тогда просят нас принять участие в соревнованиях во данному виду спорта», - сетует она.
«Нам ничего глобального не надо…»
В СВОЮ очередь, Шухрат Алимов рассказал, что у них есть возможность выступать под флагами других государств, где им обещают создать все условия, но они не соглашаются по причине того, что они - патриоты.
«Нас приглашают выступать за Узбекистан, Кыргызстан, в Казахстане говорят: переходи к нам, если у вас такие проблемы. У них всем обеспечивают, - рассказывает Шухрат. - Вплоть до формы и нижнего белья. У нас сплошной бардак. Мы, при всем этом, сами себе покупаем форму и на спине пишем «Таджикистан», чтобы повысить авторитет страны»...
Шухрат признался, что для поддержки данного вида спорта они не просят каких-то особых условий либо больших затрат. «Нам в виде поддержки государства ничего глобального не надо, только чтобы был зал и чтоб освободили нас от арендной платы и коммунальных расходов по залу, – говорит он. - Вы сейчас напишете эту статью, а нас за это по головке не погладят - это на 100 процентов. Меня с 2010 года не приглашают на прием к председателю области. Комитету по делам молодежи, спорта и туризма не нравится моя критика. А когда принимали участие во встречах с председателем области, то нам затыкали рты. Говорят: не болтайте лишнего. Хотя, с другой стороны, зачем говорить? Бесполезно все равно…»
Дилбархон Султанова призналась, что не завершит свою спортивную карьеру, опасаясь, что распадется вся женская сборная, которую она тренирует. «Я занимаюсь самбо с 1986 года, с 13 лет. Мне 40 лет, и я все еще в спорте, - говорит она. - Если я брошу это занятие, то все мои ученицы перестанут посещать тренировки, потому что не каждый родитель при нынешней ситуации может доверить свою дочь мужчине. Меня держат только мои девушки».
…Мы попросили прокомментировать ситуацию в данном виде спорта спортивного эксперта, одного из основоположников спортивных единоборств в Согдийской области Геннадия Набиева.
- Я знаком с их проблемами. Например, для того чтобы поехать на соревнования, они идут в банк, берут кредит. Если в соревнованиях занимают призовое место, то спортсмен будет получать где-то по 200 сомони в месяц как награду, но он с этой суммы должен выплачивать кредит. Он работает на государство, а от того никакой поддержки нет. Наш спорткомитет никакого внимания, никакой помощи, поддержки не оказывает. В лучшем случае придут, галстук наденут, возьмут микрофон, скажут: «Поздравляем, будьте здоровы!» И все…
ОТ РЕДАКЦИИ: Мы намеренно не стали просить прокомментировать данную ситуацию спортивных чиновников, дабы не отвлекать их от важных дел, но в то же время призываем представить свою точку зрения по вышеописанной ситуации с движением самбо в Согдийской области. Также мы надеемся, что данную статью прочитают соответствующие органы государственной власти области и это сможет способствовать улучшению ситуации в развитии самбо, в особенности женской команды…
Напомним, что чемпионат Азии по самбо проходил в Южной Корее с 31 мая до 3 июня.
Среди молодежи золотые медали достались Хушкадаму Хисравову (60 кг), Нозиму Охирову – (62 кг) и Зафару Олимшоеву (82 кг). У девушек первое место завоевала Дилбархон Султанова (72кг). Кроме того, таджикские девушки сумели завоевать два серебра и три бронзы.