С началом лета в Таджикистане стартовал новый купальный сезон. Мы решили отправиться на столичное Молодежное озеро (бывшее Комсомольское), чтобы узнать, как там следят за безопасностью купающихся.
Увиденное иначе, кроме как плачевным, не назовешь…
С НАЧАЛОМ купального сезона Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне обратился ко всем гражданам и гостям Таджикистана с просьбой придерживаться мер безопасности на водоемах, избегать купания в запрещенных местах.
По данным, которые приводят в КЧС, с начала нынешнего купального сезона на водных объектах скончались уже 20 человек. В прошлом году в водоемах Таджикистана утонули 113 человек. Один из этих случаев произошел на Молодежном озере 9 мая, когда еще до начала купального сезона во время купания утонул житель столичного района Сино. По словам очевидцев, 17-летнего подростка просто-напросто не успели спасти.
В этом году Молодежное озеро (бывшее Комсомольское), как и в прошлые годы, пользуется большим спросом у жителей столицы, которую уже всерьез начала припекать июньская жара. Несмотря на понедельничный день, в прибрежной зоне резвятся дети и взрослые. На глубину никто не заплывает – запрещено. Если же кто-то отваживается нарушить правило, курсирующие мимо на катере работники озера отгоняют их обратно. Несмотря на то, что купание разрешено только на одной стороне Молодежного озера, купающихся мы заметили и на противоположной стороне водоема.
Настало время поговорить со спасательной службой озера. Она располагается не на специальной вышке, как в советские годы, так как последняя сегодня находится в плачевном состоянии, а на территории прилегающего к водоему парка. Единственный спасатель, которого мы нашли возле причала, предложил нам прогулку на катере за 5 сомони со взрослого человека и 3 с ребенка… По его словам, сегодня, ввиду будничного дня, на озере дежурят 2 человека, которые в случае чего на катере быстро подоспеют к утопающим. По выходным на смену выходят 4 человека.
Тут к нам подошел бригадир спасательной службы Мирзорахим Джалилов, которого все почему-то зовут Ака Насим. С ним мы и отправились на обход озера. Противоположная сторона озера, на которой купание запрещено, не радует своим видом – пустые пивные бутылки и мусор валяются не только на земле, но и в воде. Высоко на деревьях висят таблички, на которых написано, что купание в этой части водоема запрещено. Впрочем, они не имеют должного эффекта – прямо мимо нас «в чем мать родила» прошмыгнул и прыгнул в воду мальчишка лет шести. «А ну быстро выходите из воды! - кричит купающимся ребятам Мирзорахим. – Здесь слишком глубоко, купание запрещено, идите на другую сторону озера!» Ребята нехотя вылезают из воды, а мы тем временем продолжаем наш обход.
Дальше нам встречается компания из молодых людей, которые решили разбавить свой отдых несколькими бутылками пива. Спорить с акаи Насимом они не стали и покаянно вышли из воды. Но, по словам Мирзорахима, иногда ему приходится иметь дело и с пьяными компаниями, которые не хотят слушать и даже дерзят пожилому человеку.
Возле заброшенных помещений нам встретилась еще одна группа молодых ребят, которые заявили, что глубины они не боятся и плавать умеют. После недолгих споров они также нехотя покинули озеро, но стоило нам отойти метров на 10, как они снова зашли в воду… «Что я могу сделать против них? – разводит руками Мирзорахим. – Задерживать их я не имею права, бить - тоже. Когда мы приводим представителей милиции, они лучше поддаются уговорам».
По словам Мирзорахима Джалилова, такие обходы они с напарниками делают на протяжении всего дня, пытаясь отогнать купающихся с мест, где купание запрещено. Как мы только что убедились, это у них получается не очень. «Что мы можем сделать вчетвером, если нарушители нас даже не слушают? – спрашивает спасатель. – А если что-то случится, сразу спрашивать с нас будут. Хорошо, что у нас есть катер, и в случае чего мы быстро доберемся до нужной точки озера. Но у нас старое оборудование, мы давно нуждаемся в новом акваланге. Я уже 27 лет работаю спасателем на этом озере. В советские годы нас здесь работало 43 человека, и поэтому мы могли следить за порядком на всей территории озера».
С накопившимися вопросами мы направились к директору культурно-развлекательного парка «Молодежное озеро» Тимуру Гурезову, чей кабинет располагается в небольшом вагончике на территории парка. «Мы постоянно предупреждаем купающихся о том, где им запрещено купаться, - говорит директор парка. – Но мы не в силах всех постоянно выгонять. Когда ходим с представителями милиции, они слушаются нас. Но постоянно держать милиционеров на территории озера мы не имеем возможности – для этого нужны хотя бы помещения, где смогут располагаться стражи порядка. А у меня самого один маленький кабинет, где помимо меня работает еще три человека. В целях безопасности я полностью убрал катамараны с озера, так как они могут представлять опасность для купающихся».
Главная проблема парка, по словам Гурезова, – слабое финансирование. «Мы по большей части находимся на самообеспечении, выплачивая зарплату работникам за счет выручки с каруселей, точек питания, - говорит директор парка. – Были бы у нас средства, мы бы отремонтировали спасательную вышку, наняли бы как минимум 15 человек, которые уже полноценно смогли бы следить за порядком на озере. Но у нас в распоряжении всего 5 спасателей и 3 катера. Иногда я и наш бухгалтер сами делаем обходы озера, чтобы прогнать нарушителей».
О положении на Молодежном озере мы рассказали в Комитете по чрезвычайным ситуациям. Как нам сказали в пресс-центре ведомства, комментарий по этой проблеме они предоставят до конца этой недели. Тем временем, как мне сказал один из спасателей, после завершения строительства чайханы рядом с озером территорию водоема закроют и купание в нем будет разрешено только за деньги…